В прошлых статьях я уже рассказывал вам о прекрасном стиле барокко, об истории его развития и о самых ярких и выдающихся постройках, выполненных в этом архитектурном стиле. Сегодня же я предлагаю вам рассмотреть так называемую вторую волну барокко, которая пускай и не захлестнула всю Россию, но оставила видимый след во внешнем облике тогдашней столицы России - в Санкт-Петербурге.
В отличии от первого барокко, новое веяние стиля было подвержено сильному влиянию других архитектурных стилей соответствующей эпохи: в начале развития "второго барокко" на стиль значительно влиял классицизм, позднее облик необарочных зданий изменился под напором царившей в те времена архитектурной эклектичности, ну а после этого барочные черты смешались со стилем модерн, образовав ещё одну волну уникальной и по своему прекрасной архитектуры!
Сегодня я расскажу вам обо всех стадиях развития необарокко на примере архитектуры Петербурга (в других городах второе барокко тоже существовало, но в куда меньших масштабах). Так что присаживайтесь поудобнее - мы начинаем экскурс в историю второй волны барокко!
Особняк Демидова (посольство Италии)
Дата постройки: 1835-1840
Архитектор: Монферран
Адрес: Большая Морская улица, 43
Одной из первых построек в стиле необарокко в Петербурге стал особняк Демидова, над проектом которого трудился ведущий архитектор своего времени, наиболее известный в качестве автора Исаакиевского собора - Огюст Монферран. Будучи приверженцем классической архитектуры, он положительно относится и к барокко, а потому его постройка на Большой Морской улице вместила в себя черты и того, и другого стиля.
Заказчиком прекрасного особняка стал один из богатейших людей своего времени - Павел Николаевич Демидов, известный не только своим огромным состоянием, но и меценатской деятельностью. Кроме того, Демидов был большим любителем Италии - он часто бывал в этой стране и даже жил в ней какой-то период своей жизни (как раз во время строительства особняка на Большой Морской Демидов жил во Флоренции, где ему впоследствии поставили памятник за его щедрость в качестве благотворителя).
Не удивительно, что Монферран решил возвести особняк в чертах итальянских палаццо: что-то между барокко и ренессансом. Отсюда у особняка Демидова и появились характерные атланты и кариатиды, поддерживающие балкон в центральной части здания.
Помимо этого, барочный стиль выражен в постройке Монферрана ещё в ряде деталей: крылатые скульптуры, поддерживающие фамильный герб Демидовых, горельефы путти в сандриках окон, а также скульптуры кариатид, играющие роль наличников у окон третьего этажа. Но в остальном особняк Демидова обладает всё теми же классическими чертами: Монферран скорее разнообразил его облик чертами барокко, нежели возвёл здание конкретно в стиле необарокко.
Дом Разумовской
Дата постройки: 1848
Архитектор: Бернгардт
Адрес: Большая Морская улица, 29
Здание на Большой Морской улице принято называть домом Разумовской, хотя на самом деле владельцев у него было гораздо больше (с момента строительства здания в начале 19 века оно неоднократно перепродавалось, а перестраивалось ещё чаще). Однако свой барочный фасад здание приобрело после реконструкции в 1848 году, а его автором стал выдающийся зодчий Рудольф Бернгардт.
Фасады дома Разумовской явно были вдохновлены одной из самых выдающихся работ главного мастера петербургского барокко Бартоломео Растрелли, а именно Зимним Дворцом. Сходство дома Разумовского с Зимним очевидно: начиная с похожей стилистики декора и заканчивая цветом фасада (правда сложно сказать, был ли он таким изначально или нет - ведь и Зимний дворец до 1950х годов имел другой цвет, так что вполне возможно, что единый цвет обоим зданиям придали советские реставраторы, а не сам Бернгардт).
Любопытно, что на примере дома Разумовской мы с вами можем убедиться в том, что в петербургской архитектурной школе главным правилом во все времена служило уважительное отношение к наследию, сохранившемуся от архитекторов прошлого: так Бернгардт вдохновлялся творчеством Растрелли, с уважением перенеся все самые лучшие черты его архитектуры на свою постройку. Позднее, в 1870 году, архитектор Набоков перестроил здание по заказу нового владельца дома, но сделал это очень элегантно: он надстроил здание четвертым этажом, сохранив при этом общий вид здания и дополнив его новыми деталями отделки, полностью сочетающимися со стилистикой проекта Бернгардта.
Ну а главный героический поступок совершили ленинградские архитекторы, которые были поставлены перед фактом: здание будет снесено, но на его месте необходимо построить здание с полным(!) воссозданием и фасадов, и внутренней отделки (здание очень сильно обветшало и реконструировать его не стали - проще было построить заново). И они с этой задачей справились - нынешний дом Разумовской точь в точь повторяет историческое здание, так что творение Бернгардта продолжает жить, пускай и в совсем новой оболочке!
Дворец Белосельских-Белозерских
Дата постройки: 1846-1848
Архитектор: Штакеншнейдер
Адрес: набережная реки Фонтанки, 42, Невский проспект, 41
Дворец Белосельских-Белозерских, пожалуй, можно назвать самым популярным зданием Петербурга в стиле "второго барокко". Но это и не удивительно: оно было построено в самый пиковый период развития стиля, а его автором стал один из самых выдающихся архитекторов своего времени - Андрей Штакеншнейдер. Да и расположение дворца сыграло в этом не последнюю роль: он находится на месте пересечения Невского проспекта и реки Фонтанки, у Аничкова моста - одного из самых популярных мест Петербурга среди туристов!
Если вы читали мою прошлую статью, посвященную теме петербургского барокко, то вы наверное уже догадались, что дворец Белосельских-Белозерских является почти что репликой работы всё того же Растрелли - Строгановского дворца, расположенного на Невском проспекте, да ещё и в аналогичном месте (дворец ориентирован в том же направлении), но уже на пересечении с рекой Мойкой - сходство очевидно! Однако постройка Штакеншнейдера всё же является уникальной: она лишь вдохновлена Строгановским дворцом, но прямых повторов вы тут не найдёте - в этом-то и заключается прелесть необарокко: здания очень похожи на работы 18 века, но не копируют их!
В отличии от Растрелли, в своей постройке Штакеншнейдер использует очень выразительные детали: фигуры атлантов на уровне первого этажа, поддерживающие полуколонны - эта композиция играет ключевую роль в облике дворца Белосельских-Белозерских. А вот зодчие времён елизаветинского барокко атлантов в своих работах особо не котировали, и в работах Растрелли они почти не встречаются.
Да и в целом скромные объёмы дворца (у него всего два этажа, да и площадь он занимает не особо большую) с лихвой компенсируются за счёт шикарного декоративного оформления в стиле рококо: роскошь дворца Белосельских-Белозерских просто поражает! Как по мне, в этой работе Штакеншнейдер максимально приблизился к шедеврам Растрелли, создав собственный шедевр, но уже другого временного периода - отсюда и разительные отличия между двумя, можно сказать, соседними дворцами, построенными практически в одном стиле!
Особняк Мясникова
Дата постройки: 1857-1859
Архитектор: Гемилиан, Гартман
Адрес: улица Восстания, 45, Саперный переулок, 18, Гродненский переулок
Стоит отметить, что дворцы и особняки особенно органично смотрелись в стиле необарокко: и дело тут даже не в декоре (хотя и в нём тоже - богатая лепнина, колонны и атланты не очень то подходят многоэтажным доходным домам), но и в самих объёмах и формах особняков - частные владения куда ближе по своей сути к прообразом стиля "второго барокко", ведь помимо храмов Растрелли его современники строили, в основном, дворцы, планировка которых сильно отличается от многоквартирных домов.
В качестве примера ещё одного роскошного особняка в стиле необарокко я хочу рассказать вам о прекрасном особняке Мясникова, построенным архитекторами Гемилианом и Гартманом в 1859 году на улице Восстания.
Этот особняк построен по всем канонам "второго барокко": богатая декоративная отделка, обилие полуколонн, лепнины, витых сандриков и т.д. Всё это богатство образов дополняется ещё и ярко-розовым цветом - истинное буйство красок, так хорошо подходящее для стиля необарокко!
Отдельного внимания заслуживают фронтоны: они встречаются почти во всех барочных постройках, а их украшение я бы назвал отдельным видом искусства. Как изящно архитекторы вырисовывают детали на фронтонах, как умело они дополняют их разными чертами: на боковых фасадах фронтоны поскромнее, с характерным овальным окном, но без излишеств, а вот на центральном фасаде Гартман и Гемилиан создают самую выразительную часть фасада особняка: здесь карниз поддерживает несколько фигур путти, играющих роль атлантов (хотя сама идея того, что ангелочки держат здание на своих плечах, выглядит немного абсурдно).
Но в этом и заключается прелесть необарокко: как и в обычном барокко, здесь ценятся излишества и нарочитый декор, но в случае с необарокко богатство украшений фасадов переходит все границы и выходит за рамки единого стиля - на то она и эклектика, что архитекторы вольны перемешивать детали разных черт и создавать что-то новое и уникальное!
Особняк Бутурлиной
Дата постройки: 1857-1860
Архитектор: Боссе
Адрес: улица Чайковского, 10
Сегодня я поведал вам о нескольких выдающихся архитекторах необарокко, но мой рассказ был бы неполным без одного из главных творцов этого стиля - Гаральда Боссе! Будучи приверженцем историзма, Боссе успел поработать почти во всех нео-стилях, и необарокко не стало исключением. Боссе спроектировал одно из лучших зданий этого стиля в Петербурге - особняк Бутурлиной на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского).
Особняк Бутурлиной - образцовая постройка второго барокко: она обладает идеальной композицией, выполненной по всем канонам елизаветинского барокко. Чего только стоит смещение центрального объёма здания вглубь участка - приём, который постоянно использовал в своей архитектурной практике Растрелли: вспомните хотя бы Зимний дворец, весь фасад которого построен на чередовании выступов и углублений!
Внешний декор особняка Бутурлиной тоже типично барочный: богатая лепнина, обилие полуколонн, мощные карнизы с возвышающимися над ними фронтонами, внутри которых помещены скульптурные композиции.
Как мне кажется, особняк Бутурлиной никого не оставляет равнодушным: проходя мимо такого здания, волей-неволей обратишь на него своё внимание - даже если ты и не являешься любителем стиля барокко. Не многим архитектором необарокко удавалось достигнуть такого эффекта у своих построек - а у Боссе получилось!
Большой драматический театр
Дата постройки: 1876-1878, 1901-1902 (реконструкция после пожара)
Архитектор: Фонтана, Гаммерштедт
Адрес: набережная реки Фонтанки, 65
Начиная с 1870-х годов, в петербургской архитектуре наметился очевидный спад популярности необарокко. Связано это было с тем, что в Северной столице произошёл значительный уклон в сторону русской культуры (появился псевдорусский стиль, популярность обрёл неовизантийский), а также появились некоторые вариации поздней эклектики вроде кирпичного стиля.
Но, так или иначе, второе барокко продолжало существовать, и в качестве одного из доказательств этого факта представляю вам здание Большого драматического театра, построенное в 1878 году по проекту архитектора Людвига Фонтана.
Здание Малого театра (так оно называлось в 19 веке) имело несколько назначений: помимо самого театра, в здании размещалось несколько жилых помещений, в одном из которых в 1890-х годах жил и сам автор здания - Людвиг Фонтана.
Что касается архитектуры Малого театра, то здесь стоит отметить уклон в сторону архитектуры ренессанса, но с очевидной примесью барочных черт: всё те же лучковые фронтоны со скульптурами, богатая лепнина и некоторые неординарные черты вроде бюстов Пушкина и Тургенева в верхней части здания (но тут уже играл роль не столько стиль, сколько театральное назначение постройки).
К сожалению, в 1901 году в здании театра разгорелся пожар, в ходе которого почти все помещения были уничтожены, а от театра сохранились лишь внешние стены. Титанический труд по восстановлению здания театра в его прежнем виде возложили на плечи архитектора Гаммерштедта - и он с поставленной задачей справился прекрасно, что мы можем видеть и в наши дни (хотя здание ещё несколько раз реконструировалось, но его внешний облик в целом сохранился таким же, каким он был задуман ещё Фонтаной).
Воскресенская церковь на Смоленском кладбище
Дата постройки: 1901-1903
Архитектор: Демяновский
Адрес: Камская улица, 11
Вторая волна популярности необарокко пришлась на начало 20 века - в то время некоторые архитекторы, желающие противопоставить что-то царившему в те годы стилю модерн, проектировали здания в ретроспективных стилях. Однако делали они это не как во времена эклектики, а более натуралистично, да ещё и отталкиваясь в основном не от работ Растрелли, а от более ранних видов барокко.
Вот и Воскресенская церковь при Смоленском кладбище отсылает нас не к пышному елизаветинскому варианту стиля, а наоборот, напоминает нам о допетровских вариациях барокко (и это в Петербурге, где допетровского барокко не могло существовать в принципе).
С чем именно был связан столь неординарный выбор стиля для данного здания - остаётся загадкой. Но этим приёмом архитектор Демяновский (не особо то известный в Петербурге другими своими работами) навсегда вписал своё имя в список самых оригинальных зодчих Петербурга начала 20 века!
Справедливости ради, стоит отметить, что стилизация у Демяновского получилась прекрасная: если вы знакомы с московской церковной архитектурой 17 века, то в этом здании вы сразу узнаете все её неотъемлемые черты, отличающие её от более поздних примеров барокко - в первую очередь в пользу этого говорит тот факт, что в этой церкви гораздо больше русских черт, чем в других работах второго барокко. Впрочем, это вполне вписывается в веяния тех лет: русский стиль тогда набирал свои обороты, превращаясь из исключительного стилизаторства в нечто уникальное - это же можно сказать и про Воскресенскую церковь у Смоленского кладбища!
К слову, нынешний облик церкви - заслуга современных реставраторов, трудившихся над восстановлением храма вплоть до 2014 года. А всё потому что в советское время этот прекрасный храм сначала изуродовали, уничтожив его декоративное убранство, а после этого приспособили его под общежитие. Даже поверить трудно, что кому-то могло прийти в голову поступить так со столь прекрасным памятником истории и архитектуры!
Дом Боткина
Дата постройки: 1903-1905
Архитектор: Дитрих
Адрес: Потёмкинская улица, 9, Фурштатская улица, 62
Дом Боткина - ещё один яркий пример того, как петербургские архитекторы порой уходили от стереотипов и не строили очередные дворцы в стилистике пышного елизаветинского барокко, а копали глубже и находили вдохновение в постройках более ранних времён - в данном случае, отсылка идёт на петровское барокко.
Стоит отметить, что заказчиком и владельцем дома на Потёмкинской улице был выдающийся врач Сергей Сергеевич Боткин, сын знаменитого врача Сергея Петровича Боткина. Однако, помимо своей основной профессии, Боткин-младший имел одно очень интересное увлечение: он был коллекционером. Одним из самых любимых периодов истории России для Боткина была эпоха правления Петра I - именно поэтому он велел выстроить свой дом в стилистике того времени, что, как я уже сказал ранее, было совершенно нехарактерно для архитектуры Петербурга начала 20 века!
Но отличия дома Боткина от архитектуры петровских времён очевидна: достаточно хотя бы явной асимметрии фасадов, характерной для модерна, и невозможной в архитектуре петровского барокко. При этом архитектор Дитрих "заигрывает" с приёмами барокко, углубляя часть фасада дома Боткина по отношению к соседним корпусам, создавая тем самым двор-курдонёр: приём, впервые применённый как раз в европейском барокко 17 века.
Что касается фасадов здания, то здесь стилизация под петровское барокко видна невооружённым взглядом: дом Боткина с легкостью можно перепутать с постройкой 17 века вроде домика Петра I в Летнем саду. Единственное, что выдаёт более поздний возраст постройки: её пространственное положение и укрупнённые масштабы.
На этом я завершаю свой рассказ о русском барокко: я посвятил этой теме 4 статьи на своём канале: в них я постарался проследить путь развития этого стиля в нашей стране - от полусредневековой архитектуры московского узорочья 16 века до ретроспективного взгляда на барокко начала 20 века.
Очень надеюсь, что данный цикл статей был вам интересен! Ну а если вы пропустили какую-то часть моего рассказа, то вы можете ознакомиться с ней по одной из ссылок ниже: