- Андрей Туполев- легендарный советский авиаконструктор, разработавший более сотни типов самолётов. Заслуги учёного можно сравнить с успехами Сергея Королёва в ракетостроении. У легендарного конструктора было множество последователей и учеников, продолживших дело его жизни.
Изобретатель родился осенью 1888 года, в ныне прекратившим существование селе Пустомазово Тверской губернии. Андрей родился в семье шестым ребёнком. У родителей Николая Ивановича - провинциального нотариуса, и матери-дворянки Анны Васильевны было 7 детей, 3 сыновей и 4 дочери.
Отец не позволял никому в семье лениться. По воспоминаниям конструктора, в детстве он прошёл за плугом расстояние от Москвы до Питера, научился столярному мастерству и обработке металла.
Умение работать руками пригодилось Андрею в Тверской гимназии, а позднее в Московском высшем техническом училище, куда он поступил в 20 лет. В среднем учебном заведению родители не могли оплатить экскурсию по городам России. Тогда Андрей предложил директору гимназии купить сделанные им деревянные фигурки. Руководитель заведения выбил финансирование поездки для Туполева из Фондов общества любителей обществознания.
В училище, способности Андрея заметил создатель аэродинамики Николай Жуковский и доверил юноше заведовать аэродинамической лабораторией. В 1910 году Туполев в первый и последний раз был в роли пилота. С товарищами они построили летательный аппарат - планер, который перелетел через реку Яузу и успешно приземлился в Лефортово.
Как и многие молодые люди того времени, Туполев был революционером и состоял в партии эсеров. За распространение запрещённой литературы его арестовали. Из тюрьмы его выпустили только из-за смерти отца, его выслали на малую родину, поэтому высшее образование он закончил только в 30 лет.
Личная жизнь
Успеху в карьере способствовали надёжный тыл и счастье в личной жизни. С будущей женой Юлией Желтяковой Андрей познакомился, работая медбратом в госпитале во время Первой мировой войны. В честь жены Туполев позже назвал дочь, которая стала его личным врачом и внучку.
После свадьбы, молодожёны стали жить у тёщи Андрея. Поначалу мать Юлии недоверчиво относилась к мужу дочери, но когда зять наладил горячую воду и построил бездымную печь, изменила отношение.
Юлия стала верной помощницей, помогала в роли переводчицы и даже создала дизайн салонов для Ту-70 и Ту-104.
Туполев тесно общался с министром обороны Дмитрием Устиновым, министром авиационной промышленности Петром Дементьевым и автором советского гимна Сергеем Михалковым. Среди увлечений Андрея Николаевича были садоводство и охота на перепёлок, а ещё он любил мастерить игрушки из дерева для внуков.
Карьера
Туполев и его наставник Жуковский убедили молодое советское правительство в важности развития авиапромышленности и целесообразности цельнометаллического авиастроения. Лёгкий и прочный дюралюминий заменил в строительстве дерево и железо.
Серии самолётов АНТ и Ту названы по первым буквам имени Туполева. Именно на самолёте АНТ-25 - Чкалов совершил беспасадочные перелёты Москва-о. Удд и Москва - сев. Полюс-США.
Однако лётчик Сигизмунд Леваневский в 1945 году не смог на самолёте этой же серии выполнить перелет Москва- Сан-Франциско и в присутствии Сталина обвинил Туполева в сознательном вредительстве. В добавок к этому потерпел крушение многомоторный аэроплан АНТ-20 "Максим Горький".
В 1937 году Андрея Николаевича арестовали вместе с женой. В первый год заключения его изнуряли многочасовым стоянием. Его обвиняли во вредительстве, работе на французскую разведку и антисоветской организации.
Сначала он согласился с обвинением, но потом решил обжаловать его. Но его все равно приговорили к 15 годам заключения. Вскоре условия смягчились, его перевели из тюрьмы в "шаражку", где осуждённые учёные занимались инженерных трудом и получали полноценное питание, но не могли видеться с семьями. Когда началась война Туполева освободили, а в 1955 полностью реабилитировали.
Созданный Туполевым пикирующий бомбардировщик Ту-2, внёс огромный вклад в победу: на фронтах сражалось 750 машин этой модели. После войны бюро Туполева создало стратегический бомбардировщик Ту-4.
Также Андрей Николаевич автор первого советского реактивного гражданского самолёта Ту-104 и первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. В 70-е годы ОКБ, созданное Андреем Николаевичем, разработало бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла- Ту-160.
Смерть
Ещё в 20-е годы Андрею удалили одно лёгкое из-за туберкулёз ной пневмонии. При избегании нагрузок прожить можно долго, но аресты и изнурительный труд привели к рецидиву.
Туполев скончался в ночь с 22 на 23 декабря 1972. В последний день жизни Андрей Николаевич шутил и строил планы на отдых. Но им не суждено было сбыться. После себя он оставил достойную династию авиастроителей и величайший в мире парк самолётов.