В последние дни ряд СМИ сообщили о том, что Энгельский троллейбусный завод «Тролза» по частям распродаёт своё имущество. Завод остановил производство, в штате осталось 10 человек. Подобное положение дел стало следствием затянувшихся экономических проблем предприятия, которые тянутся уже более года. А между тем, это самый крупный в России завод по производству троллейбусов. Его продукцией пользуются более чем в 80 городах страны.
Вследствие таких новостей, мы сегодня решили кратко рассказать об истории этого завода.
Нынешний троллейбусный завод в Энгельсе берёт своё начало в далёком 1741 году. Первое название предприятия — Радицкий железоделательный завод. Тогда он располагался в селе Радица Орловской губернии. Завод был построен богатым промышленником Гончаровым, специализировался на изготовлении чугуна и изделий из него.
В 1869 предприятие выкуплено известным в Российской Империи промышленником С. И. Мальцовым. Новый владелец расширил и перепрофилировал завод под производство паровозов. К концу XIX века в производственных цехах трудилось уже почти полтысячи рабочих, завод помимо паровозов освоил выпуск пассажирских вагонов, узкоколейных вагонов, изготавливал некоторые запчасти и комплектующие для других схожих производств в соседних губерниях.
Радицкий Паровозостроительный завод развивался и процветал вплоть до 1919 года. После национализации большевиками, предприятие несколько лет находилось в застое. Его переименовали в Завод имени Урицкого (одного из лидеров большевиков). В 1926 году производственные мощности оживят, и даже расширят. Предприятие получает название «Государственный вагоностроительный завод имени Урицкого», на нём начинается производство разнообразных большегрузных вагонов, численность штата вырастает до 4000 рабочих.
В 1941 году завод полным составом перевозят в Энгельс Саратовской области. Где он существует и по ныне.
На производство троллейбусов завод переквалифицируется в 1950 году. В тот период СССР начал активно внедрять в крупные города электротранспорт, а мощности завода и квалификация кадров позволяли быстро наладить на нём выпуск значительного кол-ва троллейбусов.
Год за годом количество выпускаемой продукции увеличивалось, достигнув нескольких тысяч единиц в год. Создавались новые модели. Троллейбусный завод в Энгельсе поставлял свою технику в страны Азии, Латинской Америки, Восточной Европы. Дела обстояли хорошо до конца 80-х годов прошлого века.
Голодные 90-е завод пережил, хотя и серьёзно сократил штат и кол-во выпускаемой техники. В нулевые дела пошли в гору. Вплоть до 2019 года «Тролза» работал, при этом, судя по создаваемым новинкам, достижениям, победам в различных номинациях и конкурсах, нельзя сказать что предприятие испытывало какие-то трудности. Компания участвовала в госпрограмме поддержки не сырьевого экспорта, поставляла технику за рубеж.
По каким-то причинам в 2019 завод не смог расплатиться с кредиторами. Начались проблемы. За 2019 было выпущено всего 3 троллейбуса, сорвана поставка партии машин в Красноярск.
В настоящий момент завод приостановлен. Конец истории? — Сложно сказать. Мы не раз видели как крупные промышленные предприятия, пройдя процедуру банкротства, вновь оживали. Не исключён подобный сценарий и тут. Может смениться название и бренд, но сам завод остаться. По данным ряда источников, на предприятие уже вошёл новый инвестор.
Спасибо за прочтение. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал Путешествие во времени