Найти тему
Мода в книгах

Винтажное, откровенное, батистовое: смотрим еще одно моё платье

Доброе утро, с вами Ася Аладжалова, историк моды, коллекционер, автор блога "Мода в книгах". Сегодня покажу еще одно платье из своего шкафа.

Материал - батист, принт - шиповник, крой прямой, рукава "крылья бабочки", длина ойойой даже на мои 161 см роста. 1960-е - 1970е годы.

Крутое, да? Мне тоже нравится. Тем более, что тут есть, о чем поговорить.

Начну с ткани. Это батист. Я долго пыталалсь найти какие-то следы этого рисунка в каталогах тканей, чтоб поточнее датировать время производства самого отреза, но ничего (пока что) не нашла. Впрочем, это не показатель: в тот раз я показывала вам образец ткани Первой ситценабивной фабрики, который совпадает с одним из самых давних моих коллекционных платьев. Так вот: между моментом приобретения платья и датировкой ткани у меня прошло 10 лет. Так что не вечер, товарищи, еще не вечер!

По моим личным ощущениям, этот принт был придуман на рубеже 1950-х и 1960-х годов. Четкие не размытые линии, ломаные линии - это всё туда, насколько я вижу. Ну и по фктуре, конечно, батист куда больше подходит для фасонов 1950-х годов.

Вот вам для сравнения шиповник разный.

Но само платье более позднее. Спереди характерные для второй половины 1960-х вытачки, на спинке вытачки тоже есть. И, главное, рукава его выдают с головой.

Разворот из журнала Frohne modelle  за 1968 год. Смотрим на первое платье с правой страницы, находим на нем вытачки. Вот такие и на моём платье.
Разворот из журнала Frohne modelle за 1968 год. Смотрим на первое платье с правой страницы, находим на нем вытачки. Вот такие и на моём платье.

Для таких прямых лаконичных платьев использовали материалы, хорошо держащие форму. К примеру, Андре Курреж шил свои космические модели из новых синтетических тканей (вроде кримплена), тройного габардина и плотной шерсти. Теперь смотрим на картинку ниже, на рукава.

Выкройка Butterick 1970-х годов, когда мини и макси поровну делили симпатии модных обозревателей.
Выкройка Butterick 1970-х годов, когда мини и макси поровну делили симпатии модных обозревателей.

В 1969 году вообще впервые в жизни случилось так, что в моде одновременно оказались все три длины: макси, миди и мини. Это произошло из-за того, что западные производители ткани настояли на введении новой длины в коллекции Высокой моды и прет-а-порте. Длину макси представили на подиуме, и в осенне-зимних коллекциях она даже прижилась. Но с наступлением лета потребители вернулись к ставшему привычным мини.

Диана Вриланд даже сочинила редакционную статью в одном из номеров Vogue, что в этом году моду диктует потребитель. Ей, конечно, тут же позвонили представители крупнейших универмагов с просьбой задать какой-то вектор, в рамках которого потребитель сможет уже диктовать всё, что его душе угодно. Она и задала. Пришлось узаконить эклектику и диффузный стиль, который и стал основополагающим в 1970-х.

Диффузнный стиль - это как у Кензо. В рамках одной вещи могут встретиться элементы декора космической коллекции и милейший воротничок из бабушкиных кружев (в этническом стиле). Не говоря уже о японских веяниях (Кензо называли самым французским из всех японских модельеров) Он разбавлял деним лоскутами уютного цветастого ситчика, к примеру.

фрагмент платья, рукав
фрагмент платья, рукав

Ясно, что отрез и фасон в данном случае встретились чисто случайно, поженились по пьяни и, судя по отличнейшей сохранности вещи, жили вовсе не долго и счастливо, а всего-то вышли пару раз на променад. Ну и хвала богам: мне больше досталось, откровенно говоря. Вещи, бывшие реально любимыми у первых владелиц, до коллекционирования не доживают.

Не думаю, что владелица была прямо в курсе наработок Кензо, но в диффузный стиль вписалась. Крой космический а рукава в романтическом стиле. И ткань тоже - сплошная нежность.

Кстати, это третьи по счету рукава "крылья бабочки" у меня в коллекции. Первые украшают платье с абсолютно психоделическим принтом 1970-х гг и потому с ними всё ясно; вторые - на модели платья завода "Дружба" в городе Варна, и крой абсолютно повторяет популярный фасон того времени. Но эти хороши своей внезапностью.

Комментарии не читаю, не люблю, удаляю оптом. Лучше просто подписывайтесь на канал, чтоб не упустить ничего интересного.

Еще один потрясающий принт - на платье завода "Дружба" из болгарского города Варна.
Еще один потрясающий принт - на платье завода "Дружба" из болгарского города Варна.