14,6K подписчиков

📅 Перелёт СССР — Северный полюс — США и первый полёт ATL-98 Carvair. «День в истории авиации» №25 (15 — 21 июня)

6K прочитали

Приветствую тебя, читатель! Что у нас тут? Понедельник! А значит — свежий выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в программе — болгарский «Як-18», авиалайнер-неудачник, стоивший Lockheed 6 миллионов $, перелёт СССР — Северный полюс — США и прочая! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

очередной выпуск еженедельного дайджеста

15 июня

15 июня 1954 года — первый полёт экспериментального самолёта Hirsch-MAéRC H.100. /Франция/

Компания Moyens aérodynamiques de regulation et de contrôle (MAéRC) инженера Рене Хирша занималась проблемой стабилизации полёта в зонах турбулентности. Результаты лабораторных исследований воплотились в проекте H.100.

Самолёт представлял собой двухмоторный цельнодеревянный среднеплан с аэродинамически идеальным фюзеляжем. Оснащался уникальной системой стабилизации — горизонтальное оперение, закреплённое на шарнирах, меняло угол под действием возмущений потока и приводило в действие клапаны пневмосистемы. А они уже передавали «команды» законцовкам крыла менять своё положение.

На испытательных полётах H.100 показал хорошие результаты и удовлетворительную работу системы стабилизации. Но авиапроизводителей она не заинтересовала. Единственный построенный экземпляр Hirsch-MAéRC H.100 сегодня находится в музее авиации в Ле Бурже.

16 июня

16 июня 1952 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Лаз-7М. /Болгария/

С 1948 года основным учебным самолётом ВВС Болгарии стал Лаз-7. Но частые проблемы с двигателем заставили задуматься о его модернизации. Так появился проект Лаз-7М.

Простой заменой двигателя с сохранением конструкции без изменений обойтись не удалось. Самолёт спроектировали заново. Вместо рядного двигателя Walter-Minor 6-III (как на Лаз-7) на Лаз-7М установили радиальный М-11ФР. Изменилась форма носовой части (со штампованным кожухом самолёт напоминал советский Як-18), были разработаны новая топливная, масляная, воздушные системы. Изменилось и крыло — оно стало легче и прочнее. Максимальная скорость — 212 км/ч. Могло устанавливаться вооружение — 2 × 7,92-мм пулемёта + 120 кг лёгких бомб.

На испытаниях Лаз-7М показал хорошие результаты и был запущен в производство. Эксплуатировался ВВС Болгарии и аэроклубами. Всего выпустили 150 самолётов. На сегодня в музеях сохранилось 3 экземпляра Лаз-7М.

17 июня

17 июня 1946 года — первый полёт ближнемагистрального авиалайнера Lockheed Model 75 Saturn. /США/

В 1944 году руководство компании Lockheed изучило будущий послевоенный спрос на авиалайнеры среди авиакомпаний США. Если дальние маршруты покрывал L-049 Constellation, то для региональных рейсов нужен был новый самолёт. Так начался проект Lockheed Model 75 Saturn.

Model 75 представлял собой цельнометаллический высокоплан с убирающимся шасси. Брал на борт 2 членов экипажа + 14 пассажиров или 1360 кг груза. Два двигателя Wright R-1300 позволяли развить скорость до 367 км/ч, а запаса топлива хватало на 965 км.

Новый авиалайнер показал хорошие лётные и эксплуатационные характеристики. Но, хотя у Lockheed уже было 500 предварительных заказов, проект провалился. Причина — цена. Один Model 75 стоил 100 000$, а 21-местный Douglas C-47, списанный из ВВС США, — всего 30 000$. В итоге все заказы были отменены, Lockheed потеряла 6 миллионов $, а два построенных прототипа уничтожили.

18 июня

18 июня 1937 года — стартовал беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — США. /СССР/

Первую попытку перелёта из СССР в США в 1935 году предпринял экипаж Сигизмунда Леваневского. Но, из-за технических проблем с самолётом АНТ-25, авиаторам пришлось прервать полёт. Следующей попытки пришлось ждать 2 года.

В 1936 году был сформирован экипаж из Валерия Чкалова (командир), Георгия Байдукова (второй пилот) и Александра Белякова (штурман). Для перелёта подготовили всё тот же цельнометаллический одномоторный низкоплан АНТ-25, которому присвоили имя «Сталинский маршрут».

Рекордный перелёт начался в 4 часа 5 минут утра на подмосковном аэродроме в Щелково. Спустя 63 часа 16 минут авиаторы посадили самолёт на аэродроме в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон), преодолев 9130 км, в том числе 5900 км над океанами. Лётчиков с почестями встретили в США, а правительство СССР наградило их орденами Красного Знамени.

19 июня

19 июня 1942 года — первый полёт среднего бомбардировщика Saab 18. /Швеция/

В 1938 году ВВС Швеции объявили конкурс на создание бомбардировщика для замены Junkers Ju 86. Свои проекты представили компании ASJA, SAAB и AB Götaverken. Конкурсная комиссия выбрала бомбардировщик от SAAB и заключила контракт на его разработку.

Saab 18 представлял собой среднеплан с убирающимся шасси и двухкилевым хвостовым оперением. Экипаж состоял из 3 человек — пилота, штурмана-стрелка и бомбардира. Два двигателя Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp позволяли развить скорость до 465 км/ч. Вооружение состояло из 2 × 13,2-мм пулемётов + 1 × 7,9-мм пулемёт + до 1400 кг бомбовой нагрузки.

Начало Второй мировой войны замедлило проект и на вооружение шведских ВВС самолёт поступил лишь в 1944 году. Всего было выпущено 245 единиц Saab 18 разных модификаций (бомбардировщик, разведчик, штурмовик). Один самолёт сохранился и находится в Музее ВВС Швеции.

20 июня

20 июня 1950 года — 70 лет назад — первый полёт военно-транспортного самолёта Blackburn B-101 Beverley. /Великобритания/

После Второй мировой войны ведущие авиационные страны учли опыт Германии с её тяжёлым транспортником Messerschmitt Me.323 "Gigant". Так в Англия компания General Aircraft начала разработку транспортного самолёта большой вместимости GAL.60 Universal Freighter. После объединения с Blackburn Aircraft в 1949 году проект был переименован.

Beverley представлял собой 4-хмоторный высокоплан с двухкилевым хвостовым оперением, неубираемым шасси и дверьми грузового отсека в задней части фюзеляжа. Брал на борт до 130 парашютистов, причём часть из них размещалась в хвостовой балке. Со скоростью 278 км/ч и 13 тоннами груза B-101 пролетал до 2100 км. При максимальной загрузке в 22,6 тонн — всего 260 км.

Единственным эксплуатантом самолёта стали Королевские ВВС. Выпустили 49 единиц Blackburn Beverley, которые использовались до 1967 года. Сегодня сохранился 1 экземпляр в музее Форт Полл.

21 июня

21 июня 1961 года — первый полёт грузопассажирского самолёта Aviation Traders ATL-98 Carvair. /Великобритания/

С 1948 года на воздушной переправе через Ла-Манш использовались Bristol Type 170, перевозя через пролив пассажиров и их автомобили. Но постепенно он устаревал и нуждался в замене. Глава компании Aviation Traders (Engineering) Limited Фредди Лейкер придумал обойтись малой кровью — конвертировать авиалайнеры Douglas DC-4 (и их военную модификацию C-54 Skymaster) в транспортники.

Изменилась в основном носовая часть — установили грузовой отсек с большим люком, а кабину экипажа разместили над ним. Также установили новое вертикальное оперение большей площади. Остальное осталось без изменений. В обычном варианте Carvair перевозил 5 автомобилей + 22 пассажира, а в пассажирском — 65 человек.

Всего в ATL-98 Carvair переделали 21 экземпляр DC-4. Самолёт эксплуатировался 21 авиакомпанией в 13 странах мира. На сегодняшний день сохранилось 3 единицы ATL-98 в нелётном состоянии.

Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории