Подавляющее большинство деятелей белого движения в России монархистами не являлось. Генералы больше склонялись к идеям республики или военной диктатуры (и к сочетанию этих идей).
Но находились и яркие «индивидуальности». Например, Ф.А. Келлер и М.Г. Дроздовский заявляли о своей верности монархическому строю. Это были принципиальные люди, но они составляли меньшинство: за открытый монархизм их осуждали даже «коллеги» по белому движению.
Пожалуй, самым необычным в своем роде военачальником стал барон Роман Федорович фон Унгерн-Штернберг. Лютый враг не только большевизма, но и всех социалистических и демократических идеологий. Храбрый вояка и нарушитель субординации, сильный лидер и жестокий человек, принципиальный фанатик и бесстрашный авантюрист. Китайцы считали барона «злым духом», современные авторы часто называют его «богом войны».
Унгерн — просто образчик эдакого «махрового беляка», который, возможно, остался бы строевым начальником средней руки. Но случились Революции и Гражданская война. А потому Унгерн «погулял».
Особо стоит выделить «монгольскую эпопею» Романа Федоровича. Унгерн, располагая лишь небольшим отрядом, умудрился очистить Монголию от китайских войск! И все это накануне окончательного поражения белого движения в Гражданской войне. Что вообще наш барон забыл в Монголии при таком раскладе сил?
А вот тут и открывается идеологический «ларчик» Унгерна. Закоренелый монархист, он рассчитывал заручиться поддержкой азиатских народов: китайцев, монголов, бурят. По мнению Романа Федоровича, именно «азиаты» сохранили в себе духовность и приверженность к старым традициям. Беспокойный барон мечтал — ни много, ни мало — возродить империю Чингисхана! А затем, став во главе «восточного воинства» двинуться в своеобразный «Крестовый поход на запад». Возрождая свергнутые монархии по всей Европе. Хороший план, да? Надежный, как швейцарские часы?
Конечно, я подобную идею считаю довольно наивной. Возрождение «традиционности» можно ныне уложить в юморной лозунг «феодализм, счастье, помолись». Да еще и усилиями монгольских кочевников и китайцев (которые там уже сами начали свою Гражданскую войну).
Унгерн, без сомнения, был человеком храбрым и «одержимым» чувством собственной правоты. Но история здесь все рассудила крайне скоро: вторжение барона из Монголии было обречено. Его в итоге повязали свои же «верные» азиаты и сдали красным (а он с их помощью хотел задавить революции по всему свету, ага). Романа Федоровича судили и расстреляли. «Бог войны» не реабилитирован по сей день... а его идеи о возрождении империи Чингисхана оказались лишь красивыми мечтами. Хотя стоит отметить, что благодаря своей стальной воле Унгерн, все же, вошел в историю...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.