Вас не раздражает, когда авторы детективов по капле выдают улики в нужном им порядке, а потом "хаха, а ты не знал вот этого, дорогой читатель, поэтому ты не догадался"? Мастеру психологического детектива Себастьяну Жапризо удаётся не просто держать читателя в напряжении, но делать это убедительно и не разочаровывая новыми открытиями.
В этом детективе нет привычной фигуры следователя, нет классической фабулы сбора информации, ненадёжность рассказчиков ожидаема и понятна, несмотря на то, что они рассказывают как бы сами себе. Порядок раскрытия интриги определяется психологией персонажей - а психология определяется вещами, бытом, укладом жизни, нейлоновыми платьями и крошечными квартирками... Хм, а если посмотреть с другой стороны, психология определяется тем, как нас видят, а видят нас через вещи.
Белый костюм и огромная машина, очки и ружьё - и вот готов образ роковой дамы. Персонажи показаны глазами кого-то другого, и читателю предоставлена возможность самому склеивать этот коллаж. Преступник и жертва меняются местами много раз; бред оказывается реальностью и наоборот. Яркие образы из лаконичных деталей и умелая манипуляция ими - всё это, конечно, растёт ногами из рекламного бизнеса, где Жапризо (точнее, Жан-Батист Росси) проработал немало лет. И это было бы весьма банально, если бы не разрывы в фотографически чётком глянце, в которых - болезненное военное детство, маленькие, но упрямые мечты и отчаяние, придающее сил. Без такого внимания к героям не получится по-настоящему захватывающая история, и вот тут прямо три медали за саспенс по всем параметрам: умелая выдача загадок - есть, аффективная диспозиция к персонажу - есть, выверенный нарратив - есть.
И атмосфера французского кино новой волны, любви к жизни, рвущейся сквозь тлен, она тоже - есть. Жапризо не только глубоко психологичен, но и неимоверно кинематографичен, за что был заслуженно экранизирован множество раз.
Об авторе:
Жан-Батист Росси родился в Марселе в 1931 году. Окончил философский факультет Сорбонны. Первые романы опубликовал в 1950 году, получил премию "Юнанимитэ". Потом работал копирайтером и рекламщиком, сценаристом, переводил Сэлинджера, а через 10 лет после литературного дебюта начал писать детективы под псевдонимом "Себастьян Жапризо". Именно криминальный жанр принес ему всемирную известность, экранизации и премии. Мастер психологического детектива, он вскрывает и переосмысливает законы жанра, не в последнюю очередь благодаря влиянию "нового романа" на свое раннее творчество. Писатель скончался в марте 2003 года.