Итак, как строился мост я рассказала, но специально оставила на «десерт» рассказ про статуи покорения коней.
Еще за 10 лет до того, как мост в третий раз решили перестроить скульптор Клодт начал работу над статуями. Скульптурные группы хотели поставить то в одном месте, то в другом, но каждый раз что-то этому мешало.
Когда начали перестраивать Аничков мост Клодт предложил установить скульптуры на береговых устоях. Это должны были быть четыре конных группы отлитых с двух моделей.
В 1841 года на мосту появились две бронзовые скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Так получилось, что вторую пару бронзовых коней прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю. Потому на мосту их заменили на точно такие же скульптуры, но из гипса и покрашенные под бронзу.
Со временем гипсовые скульптуры стали разрушаться. И в 1843 году их наконец заменили на бронзовые, но эти долго не простояли. Через три года их отправили в Неаполь, в качестве подарка Фердинанду II. И их вновь заменили на гипсовые копии.
На этот раз Клодт на стал делать копии и создал 2 новые композиции. В итоге получилось 4 стадии покорения коней, которые нужно рассматривать последовательно по часовой стрелке начиная от дома 40 по Фонтанке.
3 и 4 группа была подкована в отличии от первых двух. Я думаю многие помнят легенду и том что от кузницы на Литейном идут подкованные кони, а не подкованные идут в обратном направлении.
Когда началась блокада Ленинграда, скульптуры сняли и решили закопать в саду Аничкова двора. Из-за замерзшей земли удалось закапать сначала только одну группу, остальные были зарыты в мае 42-го. Их обработали строительным вазелином, завернули в бумагу и упаковали в специальные ящики и углубили в землю лишь на половину что бы грунтовые воды не повредили скульптуры, а сверху были насыпные земляные холмы.
В 1945 году в ночь с 1 на 2 июня конные группы были возвращены на свои места. Для многих это стало олицетворением возвращения к мирной жизни.