Найти тему

Научись различать язык и речь.

Детство включает две стадии:

  1. Стадия непосредственности восприятия и активности;
  2. Стадия контролируемой социализации

На 1 стадии ребенок не вовлечен в отношения. Он не знает языка взрослых. Он выражает себя в спонтанных формах. Это стадия конструирования своего языка соразмерного языку взрослых. Этот язык понимает мать. Он создается ребенком из нужд выражения своей активности и организации своей активности взаимодействия. По каким законам и для чего ребенок создает свой ЯЗЫК?

Фактически, то, что создается ребенком происходит вне контроля взрослого и под управлением сознания вне самосознания Я ребенка. Ведь у ребенка еще нет доступа к собственным мыслительным структурам. Эти средства создаются самим ребенком. Ребенок обязан создать канал общения для реализации своих потребностей. Но то, как, какими средствами он это сделает зависит только от его активности и характера взаимодействия. Ведь социализированные формы контроля построены на знании речи у контролируемого. Здесь же возникает базовая ситуация функционирования языка как формы контроля со стороны разума. Сначала разум нам дан как язык и контроль языка осуществляет приспособление, а не творчество:

А) контроль должен быть установлен и в этом заинтересован и ребенок и взрослый;

Б) контроль должен быть человеческий, то есть должен отслеживать специфически человеческие процессы у ребенка для обеспечения его жизни;

В) человеческий контроль вербален, в нем отсутствует прямой контакт с телесностью ребенка;

Г) со стороны взрослого человеческий контроль не может иметь зону контакта ребенка, т.к. ребенок не понимает языка взрослых.

Д) первичный контроль создается со стороны ребенка, который конструирует язык;

Е) структура языка выражает способ посредством которого ребёнок имеет полную структуру восприятия ТЕЛО-ОБЪЕКТ-ТЕЛО-ДИСТАНЦИЯ. Например: я хочу кушать мамочка; голодное тело-еда – мама – рядом. В структуре соединены телесность-будущая активность-мышление.

Пиаже приводил пример наблюдения над своим семимесячным сыном

«Лоран... потерял коробку от сигарет, которую он только что схватил и которой он размахивал. Он нечаянно отбросил ее, и она оказалась вне поля зрения. Тогда он немедленно поднес руку к глазам и долго смотрел на нее с выражением удивления и разочарования — что-то вроде реакции на исчезновение коробки. Но вовсе не будучи склонным считать эту потерю невосполнимой, он начал снова размахивать рукой, хотя в ней ничего не было. После этого он снова поглядел на руку! Всякий, кто наблюдал такую сцену и реакцию ребенка, может интерпретировать это поведение не иначе, как попытку вернуть предмет назад. Подобное наблюдение... проливает свет на истинную природу предмета на данной стадии развития: это просто продолжение действия»[i]

Практика различения речи и языка.

Основная задача заключается в отделении телесности от значений восприятия посредством телесности:

1. Вспомните свои первые опыты обучения. Восстановите образы и ощущения неудачных опытов, падений. Важно, что это ощущения, в них мы вкладываем значение данного события и запоминаем событие как значимое. "Неудачи при обучении езде на велосипеде"

2. Вспомните абстрактное значение данного события. В чем смысл и последствия событий. "Обучившись ездить на велосипеде почувствовал себя взрослым"

3. При попытке восстановить абстрактную значимость события большинство почувствует трудность с называнием смысла. Восстанавливайте образы воспоминаний событий и называйте их. "Падение с велосипеда создало установку на трудности реальных тренировок - живу по принципу минимума опасности."

4. Теперь восстановите ситуацию вложив в нее следующие объекты - ТЕЛО-ОБЪЕКТ-ТЕЛО-ДИСТАНЦИЯ. Называйте объекты и фиксируйте дистанцию. Называние объекта активирует речь, а дистанция - пространство языка.

Последний этап практики требует ежедневной тренировки в течении недели по 10-15 минут в день на различных объектах.

Успехов. Не забудьте поставить лайк, поддержите проект.

[i] Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. Перевод с английского Е. И. Негневицкой/ Под общей редакцией и с предисловием доктора филологических наук А. А. Леонтьева . -- М.: Прогресс, 1976. - 336 с – с.116.