Наша прошлая прогулка к месту посадки «Аполлона-12» (почему его назвали Снеговиком, вы сможете узнать здесь) встретила неравнодушный конспирологический отклик:
Автор не удосужился посмотреть дебаты об снимках с Сервейер-3 и опять сел в лужу: реальное фото кратера с Сервейера-3 категорически не похоже на павильонное фото Кубрика о миссии Ароллон-12. Этого и следовало ожидать: аферы такого масштаба по определению не могут не содержать ляпы.
К отклику прилагалось то самое «реальное фото» (в действительности коллаж из нескольких телевизионных снимков, опубликованный в 1969 году в отчёте Surveyor Program Results).
И нам вспомнилось... Тот же снимок с теми же доводами показывал экстрасенс-кинооператор Леонид Коновалов («Здесь совершенно не важно, сделал ли Сервейер фотографии сам или сделанные фотографии ВЫДАЛи за съёмку Сервейера. Важно другое - эти более ранние снимки одной и той же местности никак не соответствуют более поздним снимкам тоже самой местности (из сериала Аполло-12). Вот такую местность выдал Сервейер»). Но и он, очевидно, не сам придумал это разоблачение, а доверчиво позаимствовал его из статьи другого разоблачителя — конспирологи ведь очень доверчивы, мы знаем.
Давайте же вернёмся в 1967 год!
...В феврале 1967 года (за пару месяцев до запуска «Сервейера-3») лунный спутник «Лунар Орбитер-3» выполнил свою главную задачу: отснял лунную поверхность с высоким разрешением, чтобы помочь найти подходящие места для будущих посадок «Аполлонов». Но снимки нужно было ещё отсканировать и отослать на Землю. Механизм протяжки фотоплёнки барахлил, и операторы миссии спешили. В конце концов, мотор перегорел, и четверть снимков осталась не отосланной. Однако снимок H-154, отображавший часть Океана Бурь, успел прилететь на Землю в виде радиосигнала.
...В апреле того же года «Сервейер-3» сел в области, отснятой «Лунар Орбитером». Но где именно? НАСА хотела знать. Некоторые будущие миссии «Аполлонов» планировались в горных районах, где удобных для посадки мест было мало, и сами эти места были невелики по размерам. Требовалось отработать точную посадку, и эта достаточно ровная поверхность в Океане Бурь отлично подходила для тренировок. Сам же «Сервейер-3» мог стать и мишенью, и целью для одной из экспедиций.
Фотографии, присланные самим «Сервейером», однозначно указывали, что он сел в кратер: на них была видна лишь ближайшая внутренняя стена цирка, на которую была направлена камера. Не был известен даже размер этого цирка (ведь круговой панорамы «Сервейер» сделать не мог): предположительно он составлял от 30 до 300 метров или более. Кратер получил название Сервейер. Сама область поисков насчитывала несколько километров в поперечнике.
Поиск был поручен Ивену Уитекеру (Ewen Whitaker). Из баллистических и радиолокационных данных можно было предположить, что кратер Сервейер находится вблизи центра снимка H-154, но было возможно, что он находился на одном из восьми соседних снимков. Перед командой Уитекера лежали 9 увеличенных орбитальных фотографий, занимавших общую площадь 1,2 х 1,8 метра, на которых предстояло найти кратер размером от 3 до 30 миллиметров. Конечно, на них было много, очень много кратеров размером 3—30 миллиметров.
Члены команды исчезали из комнаты один за другим, но Уитекер искал. На снимках «Сервейера-3» был различим свежий кратерок меньшего размера, расположенный прямо на краю того кратера, в котором он прилунился, и россыпь крупных камней внутри и вокруг него. В будущем этот кратерок получит название Блок или Блоки (Block, Blocky) по тем самым каменным блокам. Прямо перед этим кратерком лежали пара обломков, дальше слева — крупный отдельный обломок, а на пути к ним ближе к станции — ещё один небольшой кратерок. По направлению теней Уитекер понял, что и кратер Блок, и обломки камней должны находиться у северо-восточного края кратера Сервейер.
Уитекер вооружился окуляром от небольшого телескопа и лупой. Он осматривал все кратеры поперечником 3—30 миллиметров на снимках, разыскивая те самые камни и кратерки. На поиски у него ушло 26 часов. И, наконец, он нашёл. Кратер Сервейер поперечником около 200 метров и глубиной около 20 метров находился, как и предполагалось, на снимке H-154. Станция села всего лишь примерно в 3 километрах от центра посадочного эллипса — области, в которой ожидалось её прилунение.
Часть снимка с кратером была в дальнейшем ещё увеличена, что позволило подтвердить находку по другим деталям и использовать её при изучении данных, поступавших с «Сервейера-3». А затем тот же снимок H-154 использовался при планировании экспедиции «Аполлон-12».
В статье (на английском) можно найти ещё больше подробностей того, как был найден «Сервейер-3». Один из её авторов — сам Уитекер.
...Кажется, мы немного загулялись. Пора возвращаться к той местности, которую сфотографировал «Сервейер-3» и которую вроде как не смог воспроизвести Кубрик, снимая в павильоне миссию «Аполлона-12». Или всё-таки смог? Ну конечно же смог! На мозаике снимков «Сервейера-3», приводимой конспирологами, безошибочно узнаётся тот самый кратер Блок, прекрасно знакомый и астронавтам «Аполлона-12». Конечно, «Сервейер» был оснащён телекамерой с малым углом зрения, так что его панорама кратера Блок состоит из нескольких телевизионных снимков. Астронавты же пользовались сравнительно широкоугольными «Хассельбладами», и кратер Блок, снятый ими от места посадки «Сервейера-3», занимает лишь небольшую часть кадра. Но конечно же он здесь, перед нами, и мы можем сравнить, как видела кратер Блок автоматическая станция — и как увидели его астронавты.
Позже астронавты подошли к самому кратеру Блок и сделали множество фотографий, из которых можно составить панораму (и даже две).
Как же так получилось, что конспирологи не смогли найти то, что лежит на поверхности и сфотографировано астронавтами много раз с разных ракурсов? То, что нигде не спрятано и находится в прекрасно известном месте? Ответ, наверное, один. Чтобы что-то найти, нужно хотеть найти. Нужно знать, что оно там есть, что его нужно отыскать, чтобы помочь другим людям и науке. И тогда, как Уитекер, ты будешь искать иголку в стоге сена. С лупой 26 часов будешь искать — и найдёшь. Если же ты не хочешь найти; если конспирология слепит тебе глаза; если ты не уважаешь ни своих читателей, ни себя — ты не найдёшь даже то, что лежит перед глазами. И ты поверишь любому, кто скажет тебе «этого нет». Хотя оно здесь, только посмотри.
Мы ещё не раз вернёмся к Снеговику. На очередной прогулке вас сопровождал El Selenita.