Сразу скажу: "Сваты" - сериал хороший. Среди русскоязычных - пожалуй, один из лучших. Персонажи в нем - яркие и узнаваемые, переделки, в которые они попадают, - смешные, актеры - замечательные. А главное, сериал рассказывает о самом важном в жизни - о семье и любви, и еще о том, что все непременно будет хорошо.
Вот поэтому мой сын вместе с бабушкой уже в пятый раз взялся пересматривать его от начала и до конца. Шесть сезонов, на минуточку! В новостях говорят, что готовится седьмой, последний. Признаюсь честно, я эту новость встретила с облегчением. Потому что при всех его многочисленных достоинствах есть в нем и отталкивающие моменты. Ведь отсмеявшись, начинаешь задумываться. А задумываться зрителю большинства отечественных комедий категорически противопоказано. Прежде чем кидаться в меня тапками, дочитайте претензии до конца.
Повторяемость
Шутка, сказанная дважды, становится вдвое смешнее", - есть такая саркастическая народная мудрость. В "Сватах" немало шуток "усмешненных" вдесятеро. Справедливости ради, этот сериал - не единственный такой.
Бутьки из серии в серию ругаются примерно так: "Посмотришь у меня. - Посмотрю. - Вот и посмотри, посмотри! - Вот и посмотрю, посмотрю!" или "Ну заканчивай. - Я еще не начинала!"... В первый раз смешно, потом уже не очень.
А еще Валентина - мастер пустых угроз, чуть что, всегда грозится Ивану за прошлые или будущие косяки что-нибудь в организме открутить или сломать. Он тоже чуть что: "она у меня баба суръезная, убить может". Но хоть бы раз до дела дошло. Только стращает, а зачем обещать тогда? Непонятно.
Чадолюбивый эгоизм
То ли это слепое чадолюбие такое, то ли жадность. "Унучечке" дедушки-бабушки тащат со всех сторон все самое лучшее, в том числе не очень нужное. Например: в первый класс Женечка идет в Голландии, где будет жить с родителями. Но за день до отлета дед Иван хитростью устраивает ей первосентябрьское блатное место на плечах одиннадцатиклассника. Это чтобы перед сотнями ребят покрасоваться в праздничном платьишке и погреметь колокольчиком. Старшее поколение Бутьков-Ковалевых радуется этой "победе", как олимпийской медали - медали в дисциплине "умри, сосед, от зависти".
Девочка растет в атмосфере уверенности, что именно ей должно доставаться все самое лучшее, - просто потому, что бабушки и дедушки ее обожают. Окончив школу, Женя отметает советы бабуль и дедуль о престижных специальностях и говорит: буду учиться на артистку! Те сразу устремляются в сражение за бюджетное место в вузе (нужные знакомства, делегации и т.д.).
Что же дальше - девочка боролась за свою мечту, училась, работала? Как бы не так. Любовь у нее случилась. На первой же сессии в вузе почти не появлялась, и замаячило отчисление.
Чем ответили ей на это доблестные сваты?
Может, сказали: "Ты взрослая, сама накосячила - сама и решай"...
или
"Поищи вуз, в котором захочешь заниматься"...
или
"Иди поработай, пока не поймешь, какому делу себя посвятить"...
Нет, нет и нет.
Сваты решают любой ценой обеспечить Евгении успешное прохождение зачетов и экзаменов: проворачивают очередные невероятные авантюры. Фантастически успешные, потому что, судя по сериалу, вуз этот - шарашкина контора, где знания не нужны. По крайней мере, в первом семестре.
Более того, у Жениного кавалера проблемы те же, он курсовой проект не сделал и должен пойти в армию. Сваты всей кучей напрягаются - и организуют прогульщику блестящую, триумфальную защиту. Лишь бы "унучечке" было хорошо!
Но образец эгоизма - прабабушка Жени, которую играет Ольга Аросева. Это, по сюжету, генеральская жена, умело строящая своего супруга. Тот, кстати, до седых волос на низком старте - жена за порог, он в загул, так что еще вопрос, действительно ли успешна такая женская стратегия. Но это бы ничего, двое сами решают, как им жить. А вот пристрастие этой пожилой дамы к "интеллигентному хамству" реально очень раздражает. Она считает себя вправе с первых фраз показать любому собеседнику, что он "грязь под ногтями" и ее королевскую милость еще должен заслужить, Для таких "побед" надо, чтобы окружающие были более порядочными людьми, чем она сама. Но хамка настоящая такую "интеллигентную хамку" в реальности быстро затыкает и загоняет под плинтус.
Напрягает и ее манера командовать дочерью предпенсионного возраста, как девочкой. Особенно учитывая, что она принципиально не знает и не хочет знать, как живет, кем работает, кого любит и чего хочет эта самая дочь. Ольга Николаевна и ее отец, и все окружающие прыгают под дудку этой старушки. "Или так, как я хочу, или никак!"... Это уже не семейные ценности, это что-то не очень здоровое и не очень смешное. Странно наблюдать под конец сезона сцены семейной свадебной идиллии во главе с этой прабабушкой.
Необъяснимые перемены характеров
А у вас глаз не режет, когда героев вдруг словно подменяют? Причем меняются они так сильно, как обычные люди не меняются во взрослом возрасте. Взять Ларису - вначале наглая и бесстыжая баба, впоследствии ранимая, романтичная женщина, верная подруга для тех, кого раньше обирала и обманывала.
Скользкий плут Беркович со временем превратился в нежного влюбленного, который позволяет себя эксплуатировать и гнобить сельскому шоферу, свату своей жены. А ведь он, по сюжету, свою административную карьеру в карты выиграл, ему должен быть сам черт не брат!
Мать Жени Маша - умница и хозяюшка, содержащая дом в образцовом порядке. Даже у такой свекрови, как Ольга Николаевна, к невестке нет придирок в плане ведения хозяйства. Это о чем-то говорит! Но уже двумя сезонами спустя Машу разносят за бардак в доме. Как думаете, может с человеком в реальности случиться такое?
Беда с финансами
Представьте: сельчанин на малооплачиваемой должности бережет каждую копеечку и страдает от недостатка денег, а через некоторое время покупает семян на 30 тысяч и зависает в столичном салоне красоты, взяв полный перечень услуг? Даже если богатые дети оказывают помощь, все равно это слишком резкая смена финансовых привычек.
В шестом сезоне персонажи сериала рекламируют горнолыжный курорт Буковель. Эта мини-история стала апофеозом халявы, где не имеют пределов жадность и беззаботность Бутько-Берковичей-Ковалевых. Они приглянулись директору отеля и были приглашены сняться в рекламном ролике. За это им предоставили полное обеспечение и проживание в шикарном шале. Кучугурская "банда" восприняла это как предложение разорить этот отель и его руководство. Беззастенчиво выбирают дорогие напитки, блюда, услуги. Вдобавок без разрешения приютили и шикарно кормят за счет директора несколько односельчан с очень хорошим аппетитом. Да еще поучаствовали в разгроме ресторана!
Директор раскрывает обман. Иван Бутько переходит в моральное наступление и читает нотацию бизнесмену. "Мы дружная семья и потому молодцы. Наши гости за ваш счет трескают королевских креветок и дуют чешское пиво, потому что у всех - серьезные причины. Одного теща достала, другого любовь пригнала, третий за сыном прикатил, а четвертый за компанию, - таково примерное содержание его проникновенной речи. - А ты, богатей бесчувственный, на работе все время пропадаешь, жене и ребенку внимания не уделяешь. Не тебе нас осуждать!".
Сравнивает, словом, теплое с мягким. Если подумать - какое дело провинившемуся Ивану Бутько до семейных дел предпринимателя, который ограблен на десятки, нет, на сотни тысяч? Тем не менее во "сватовой" вселенной он положительный герой, сеющий разумное, доброе, вечное. Странно, правда?
В завершение повторюсь: при всем перечисленном сериал "Сваты" - один из лучших среди отечественных. Хотя его снимают на Украине, но пространство у нас одно - постсоветское.
А вы что думаете о "Сватах"? Поделитесь мнением в комментариях!
Забавно, мило, близко к тексту: как в России в 90-х экранизировали "Заповедник гоблинов"
Над чем смеялись и грустили американцы в комедии "12 стульев" Мэла Брукса
Это фэнтези сняли в 1990-м с Ксенией Стриж и в 2002-м с Безруковым. Какое лучше?
ЧЕТЫРЕ классных фильма с Трибунцевым за ОДИН час
"Последний министр" - жестче "Домашнего ареста", злее "Слуги народа"