Доброго дня всем! Рада приветствовать на канале «Человек в мире людей».
Сегодня не совсем обычная статья. Она построена на ваших комментариях, оставленных после материалов о Дне Победы и днях памяти, в конце дам все ссылки. В этих статьях обсуждалось, кому нужны дни памяти и как эту память следует хранить.
Зачем память нужна мертвым, лучше всего объясняет религия. Останавливаться сегодня на этом не будем. Но о памяти прошедшей войны Р. Рождественский писал: «Это нужно не мертвым, это надо живым!» (1960 г.)
Вопрос необходимости сохранения памяти у нас не оспаривается. Пока. Все согласны, что ее нужно сохранять и передавать подрастающему поколению. Дискуссия возникла на тему КАК праздновать\сохранять\передавать.
Вот один из комментариев: «Какое прямое отношение мы имеем к Победе если нас тогда еще не было? Также предки воевали не за капитализм, а за землю Советского Союза. А мы в основном проводим этот праздник под триколором. Можно, наверное, хоть 9 Мая провести этот праздник по Советским традициям».
Основная мысль-парад сохранить, но вернуть символику СССР. «У нас даже на параде мавзолей драпируют. Как Вы считаете это правильно? А к нему 24 июня 1945 г Советские воины бросали фашистские знамена»-продолжение цитаты.
Еще кто-то из комментаторов сетовал на отсутствие портретов вождей той эпохи, хотя бы Сталина как главнокомандующего.
Второй блок вопросов был посвящен символике, которая сейчас используется в канун праздника. В частности, военная форма, в которую мамы наряжают маленьких детей.
Из того, что больше похоже на дискуссию, удалось вычленить две позиции.
Первая: военную форму детям в СССР не шили просто потому, что было дорого, да и не из чего. «А так - делали форму и танкистов и военных летчиков, и автоматы из фанеры выпиливали. Просто такой индустрии детских костюмов чисто для праздника раньше не было, поэтому большинство нашьёт на рубашку погоны, головной убор из бумаги соорудит-и уже все счастливы. У кого остались фуражки-носили их».
Да, не было это настолько повсеместным явлением. Выступил ребенок в школе на утреннике, пилотку снял. Теперь масса детишек гуляет в новеньких формах по улицам.
Этому явлению сами комментаторы дали такое объяснение: «30 лет назад слишком много плевали в сторону 9 мая, теперь приходится " клин клином вышибать" и исправлять перекосы антивоенного и антипатриотического воспитания».
То есть утрированное в некоторых моментах празднование победных дат-это компенсация за те годы, когда вместе с СССР рухнуло и патриотическое воспитание, и память, и уважение к Родине, и много чего еще.
Вторая позиция: Многие отметили, что сразу после войны и форму не надевали, и даже не праздновали. Было слишком больно, слишком тяжело. «Никто практически эту форму солдатскую не одевал, и нигде ее не было. Настолько война и все то, через что прошли сами фронтовики и даже родные, в тылу работающие на исходе всех сил на Победу, даже воспоминания о войне и любые напоминания, в том числе и этой формы были не приятны о том времени и трагедии в жизни каждого человека того времени».
Смотрите, какая картинка получается. В послевоенные годы не праздновали шумно Победу, не носили форму, не ходили по школам с «воспоминаниями».
Во-первых, была нищета и разруха. Просто было не до этого. А во-вторых, никому не надо было передавать эту «память», все и так хорошо помнили. В каждой семье был свой герой и свое горе.
Ветераны пошли по школам, когда подросло поколение детей, не имеющих своих стариков. К нам в школу приходили очень часто, и мы ходили помогать ветеранам.
Я двух своих дедушек не застала, один погиб в 43-м, другой умер в 56-м. А я родилась в 1972 г. И таких было много. Нам уже были нужны беседы с ветеранами.
У сегодняшних детей нет и этого. 80% моих 16-летних студентов на вопрос: «Расскажите о любом из вашей семьи, кто воевал, или трудился в тылу, или был угнан на работы» Ответили: «Мы не знаем. Родители нам не рассказывали».
И ветерана я им пригласить не смогла, по здоровью никто не смог прийти. Дошла одна бабушка, она в войну была ребенком. Рассказала как жил наш город при немцах.
Студенты слушали очень внимательно, и сами напросились на поездку в дом престарелых с концертом для ветеранов, писала об этом. Увы, часть ветеранов и участников войны заканчивают жизнь в интернате. Но оказалось, что студентам нужна эта память.
Знаменитый на всю страну «Коля из Урегноя» в своем выступлении в Бундестаге не сказал собственно ничего крамольного. Он рассказал историю солдата, которому был всего 21 год, и он погиб на чужой земле. Школьник сказал, что надеется, что мир никогда больше не увидит войн, потому что это ужасно.
Если бы мальчик рассказывал о любой другой войне между любыми другими странами, его выступление на этом было бы закончено. Но он рассказывал о погибшем под Сталинградом солдате Вермахта и произнес: «Я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не хотели воевать».
Вот это стало взрывом и поводам к самым разным нападкам на школьника-от оскорблений в соцсетях до обращения в ФСБ и администрацию Президента.
Оставим в покое Колю, он всего лишь несовершеннолетний школьник. Его знания, его доклад на той конференции-результат работы педагогов, родителей и всего окружения. Они разве не знали, о чем собирается рассказывать в Германии ребенок? Знали, и сочли это возможным. Почему?
Вот еще один комментарий к моей статье: «Очень сильно зацикливаться на какой-то конкретной войне, по-моему, не нужно…А у нас именно зацикливание. Эту часть истории никто не отменял, ее нужно знать. Но стОит ли теперь нести это с гордостью сквозь ВЕКА?»
Действительно, а нужно ли нести это с гордостью сквозь века, задает вопрос наш современник. Ему ответом может стать комментарий еще одного современника.
Вот ведь какая картинка получается. Пока мы, старшее поколение, спорим КАК нужно праздновать, что правильно, а что излишество, у наших детей образуется пробел, который заполняют другие так, как считают нужным.
"Победобесие", "слишком высокой ценой" - это продукт либерально-буржуазной пропаганды. Пропаганды тех, для которых эта победа, как кость в горле! Ведь это единственный праздник на постсоветском пространстве, который объединяет всех, вне зависимости от национальности, вероисповедания, социального положения... всех, кроме тех, кто был по ту сторону и тех, кто им сочувствует. Стоит ли лить воду на их мельницу, даже если Вам не нравится КАК празднуют 9 мая?»-это еще один комментарий.
А я хочу закончить словами того же Реквиема. И поблагодарить своих читателей за яркие комментарии. Спасибо, кто нашел силы дочитать. Ссылки на статьи про "ряженых детей", "день Победы" и "Дни памяти". Готова обсудить эту тему дальше. Оставляйте комментарии.