Найти тему
Remont1969

Путь от Роллс-Ройса до... Часть 32. 29M. Vickers pancelgepkocsi. 1929. Венгерский взгляд на бронеавтомобиль.

29M. Vickers pancelgepkocsi

Страна: Венгрия/Великобритания

Производитель: Diósgyőri Gépgyár (DIGÉP)

Год выпуска: 1929

Кол-во: 2

Шасси: Crossley IGL1

Боевая масса ~5000 кг

Экипаж: 3

Размеры 5000х1900х2100

Вооружение: 2х 8-мм Schwarzloze 7/12.M

Двигатель: Crossley 4531ccm, 65 л.с.

Где посмотреть: Vickers D3E1, Англия, Бовингтон, The Tank Museum

-2
Глядя на то, что получилось у Венгров, невольно задаешься вопросом, а не слишком ли расширилась тема, что общего у этой "шкатулки" с по своему "элегантными" бронеавтомобилями Роллс-Ройс. Принципиально эта машина не имеет никакого отношения к Rolls-Royce Armored Car, но несмотря на это, венгерский 29M. Vickers pancelgepkocsi это младший брат Vickers Crossley Armoured Car, который был боковой веткой Роллс-Ройса, а от родственника осталась в качестве родового признака только башня и шасси. На некоторых сайтах даже упоминается, что Венгры так изувечили один из бронеавтомобилей Крослей, который им поставили англичане. Но всё было не так...
-3

По итогам первой мировой войны Венгрия стала одной из трех стран, которые Первую мировую войну официально проиграли. И это принципиально правильно, ведь в Австро-Венгерской империи эта страна была не просто частью Империи Габсбургов, а отдельной страной, верховным руководителем, которой был как раз кайзер, по совместительству бывший и императором Австрийским и королем Венгерским. Как и Германии Венгрии было запрещено иметь свои бронетанковые войска и авиацию, можно было только иметь несколько бронемашин для полицейских частей. Никакой техники, имеющий возможность движения вне дорог, не допускалось. В 1927 году инспектора Антанты уехали из Венгрии и военные решили, что нужно начать наращивать силы, ведь рано или поздно отторгнутые от Венгрии районы надо было возвращать назад. Для того, что бы не было вопросов новую бронетехнику для "полиции" решили купить у Великобритании. Выбор упал на странную конструкцию производства Vickers-Armstrong - комбинированный колесно-гусеничный "мутант" - Vickers D3E1 Wheel-cum-Track Machine. D3E1 менял ход с колесного на гусеничный и назад путем поднятия и опускания гусениц. То ли бронеавтомобиль с гусеницами, то ли танк с колесам. Венгры предложили его считать бронеавтомобилем и заказали 2 машины и все шло спокойно, пока союзническая комиссия на стала проверять контракт, посчитав что это все-таки танки.

Vickers D3E1 Wheel-cum-Track Machine.
Vickers D3E1 Wheel-cum-Track Machine.

"Неожиданно" инспекторы увидели и гусеницу, и поворотную башню. В итоге поставку запретили. Видимо Армстронг-Виккерс именно в этот момент о чем-то не договорились с военными. Уж лучше бы это чудо техники продали венграм, вот намучился бы покупатель, но что случилось, то случилось. Но по условиям капитуляция и последовавшими за этим соглашениями венгры не могли иметь боевой техники с внедорожными возможностями. А странная машина одним движением ... автогена превращалась в танк. Английские конструктора, не долго думая, скрестили уже готовые бронекорпуса от Vickers D3E1 с шасси от Crossley Motors IGL1. В таком виде проект и уехал в Венгрию: шасси отдельно, бронекорпус отдельно, а башня без вооружения, взятая от Vickers Crossley Armoured Car, отдельно.

-5

Венгры собрали эту головоломку в одно на заводе Diósgyőri Gépgyár (DIGÉP), в башню купола установили два пулемёта Schwarzloze 7/12.M (М - не от слова модернизированный, а от слова magyarok - Венгерский). Машина сначала поступили в полицию, а затем все равно оказались в составе армии. Одна из двух бронированных машин 29M. Vickers pancelgepkocsi была дооснащена радиостанцией дальнего радиуса действия, и использовалась в качестве КШМ.

-6

Если оценить получившийся бронеавтомобиль не предвзято, то станут видны плюсы этой странной бронемашины, рациональное бронирование, удобное боевое отделение, компактность. Такому бы бронекорпусу еще бы нормальное шасси, была бы вообще шикарная машина.

"Оригинальный" колесно-гусеничный танк Vickers D3E1 с подъемными гусеницами сохранился в Бовингтоне, где можно оценить и странность компоновки и оригинальность идеи, и бронекорпус, который был использован для проектирования венгерского бронеавтомобиля.

-7

Источник:

http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/hungary/vickers_m29.htm

https://patetlao.livejournal.com/63196.html