Найти тему
Василий Канашенок

Что нам стоит дом построить...

-2
-3

"Захотим - и в море синем,
В синем небе поплывём!
Захотим -
И дом подвинем,
Если нам мешает дом!"

В 1935 году был разработан Генплан реконструкции Москвы. По нему надо было расширить многие московские магистрали вдвое. Например, сейчас Тверская - это восемь автомобильных полос. А тогда, в пересчете на современные машины, была не шире четырех рядов. Дома начали сносить. Но самые ценные решили передвигать!

Как работала эта технология? Грубо говоря, дом отпиливался от фундамента и устанавливался на большую железную раму с полозьями на рельсах. Получалось что-то вроде огромных санок. Их тянули лебедками.

(Вообще, "передвижка" в Москве - отдельная большая тема, сейчас речь не об этом...)

Здание Моссовета (построено в 1782-1784 годах для московского генерал-губернатора Захария Чернышёва, с 1785 года - резиденция московских градоначальников; перестроено в 1815 году, сгорело в 1823 году, в 1890-х годах перестроены интерьеры, оборудовано отопление, водопровод, канализация, установлено электрическое освещение, телефон и лифты) также не вписывалось в генплан города. Но с ним возникло много проблем.

Во-первых, оно было построено в форме буквы "П", а во-вторых, претерпело надстройку в целый этаж с чердаком. Кроме того, внутри здания находился большой двухсветный зал, то есть, по сути, огромное пространство без каких-либо несущих перегородок. В случае неудачи, дом просто мог бы сложиться, как карточный домик.

В-третьих, во время переезда Моссовет продолжал работать безостановочно, то есть внутри находились люди, а также обязательно должны были работать все коммуникации и телефон.

Дом передвигался 13 сентября 1939 года вместе с подвалом, а потому был вырыт огромный котлован и пути прокладывались почти на четырехметровой глубине. Здание весом в 2000 тонн было передвинуто на 13,65 метра от проезжей части на новую "красную линию" расширяемой улицы Горького (до 1935 и с 1990 годов - ул.Тверская).

Переезд готовился 4 месяца, а прошел за 41 минуту. И состоялся в общем-то удачно: здание и по сей день стоит там, куда его передвинули, но после всего этого мероприятия в стенах и перекрытиях появились трещины, так что позже при реконструкции пришлось встроить в него 24 металлические колонны.

P.S. А в 1944-46-м годах здание надстроили ещё двумя этажами, сделали "флигели", т.н. "ленинский балкон" убрали, сделав другой и в другом месте.

Но это уже совсем другая история...