"Любящий душу свою погубит её, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную" (Евангелие от Иоанна 12:25)
См. также Евангелие от Луки 17:33.
Второй из двух самых главных Божьих заповедей является заповедь «возлюби ближнего твоего как самого себя» (первой является заповедь о любви к Богу).
С первой частью этой заповеди – «возлюби ближнего» - более-менее понятно, но что значит вторая часть заповеди – «как самого себя»?
Мне неоднократно приходилось слышать то, как трактуется эта вторая часть: "если себя не любишь, то и ближнего полюбить не сможешь, а потому вначале научись любить себя!". Мол, "ненавижу я себя, потому и ближнего любить не могу, сначала нужно научиться любить себя".
В результате вопрос о том как именно нужно любить себя – пользуется неподдельным интересом, многие христиане учатся этому творчески, нежно и с любовью. Если же преподнести эту самовлюблённость в благочестивом виде, как научение исполнению Божьей заповеди о любви к ближнему, то даже эгоизм становится "святым"! Креативно, не так ли?
Однако, Иисус Христос учил другому: «любящий душу свою погубит её, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную» (Ин.12:25). О какой "душе" здесь говорится?
Греческое слово «псухе», переведённое здесь словом «душа», имеет очень широкий спектр значений, связанных с человеком: жизнь, внутреннее естество, личность, индивидуальность человека, другими словами – внутреннее «я», эго человека.
Всякий человек, любящий своё «я», свою жизнь, свою личность, свою индивидуальность – погубит себя. Эта истина резко противоречит тому, к чему призывает окружающий мир, чему учат многочисленные психологи, но так сказал Сын Божий, Который прав «по определению». «Любить себя» - это не Божья заповедь, а лейтмотив идеологии нашего мира.
Этой идеологии Христос противопоставляет прямо противоположный призыв – «отвергнись себя» (Мф.16:24). Но что же тогда означает заповедь любить «как самого себя»? Не может же Господь заповедовать отвергать и ненавидеть других людей!
Для того, чтобы понять смысл фразы "как самого себя", сравним заповедь «возлюби ближнего твоего как самого себя» с «Золотым правилом нравственности» Иисуса Христа: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12).
Легко заметить, что заповедь о любви к ближнему и «Золотое правило» имеют одинаковую структуру: за основу берётся нечто, уже имеющееся в самом себе, а затем на этой основе даётся повеление строить отношения с ближними.
Посмотрим как выглядит эта структура в каждом случае. Заповедь о любви к ближнему: основа - "как (любите) самого себя", повеление - "возлюби ближнего". Золотое правило: основа - "как хотите чтобы с вами поступали люди", повеление - "так поступайте и вы с ними". Сравниваем две основы: "как (любите) самого себя", "как хотите чтобы с вами поступали люди". Похоже? Очевидно, да. Сравниваем два повеления: "возлюби ближнего", "так поступайте и вы с ними". Также похоже.
Из такого сравнения можно сделать следующий вывод: "любить себя" и "хотеть чтобы с нами поступали люди" - одно и то же. Но как мы хотим чтобы с нами поступали люди? Очевидно, по-доброму: с уважением, с пониманием, стремясь помочь. Именно этого отношения других людей мы хотим по отношению к себе и именно это означает любить себя.
Повторюсь: любить себя - значит хотеть доброго отношения других людей к себе, не более. Следует ли прилагать усилия к тому чтобы этого хотеть, следует ли этому учиться? Нет, доброго отношения к себе хотят абсолютно все, это естественно для любого человека. Те люди, которые говорят, что они ненавидят себя, - лукавят. Они точно так же, как и все остальные люди, хотят доброго отношения других людей к себе и в этом смысле любят себя, учиться этому им не требуется.
Сопоставляя подобным образом повеления "Золотого правила" и заповеди о любви к ближнему, мы получаем, что любить ближнего означает поступать по отношению к этому ближнему подобно тому, как мы хотим по отношению к себе, а именно: уважать, понимать и делать добро этому человеку. В этом будет заключаться любовь к нему.
Однако, без отвержения себя, без отвержения своего эгоизма мы не сможем так относиться к своему ближнему, это просто невозможно, поэтому стремление любить себя в исполнение Божьей заповеди совсем не вписывается - оно не помогает, а препятствует любви к ближнему.
Итак, христианину следует не любить, а отвергать себя. Желание доброго отношения других людей к себе присутствует в любом человеке всегда, и именно оно должно стать примером того как любить ближнего.