Эти древние люди отделены от нас тысячелетиями, однако имеют к нам, теперешним православным христианам, самое прямое и близкое отношение. Они являются ярким примером для нас, живущих уже после земного воплощения Спасителя. Как и древние люди, мы тоже Его реально не видели; они только знали, что Он будет на земле, а мы только знаем, что Он был на земле. Но они твердо верили в Его пришествие, и их вера оправдалась.
Семья святых праотцев Авраама и Сары
Авраам (евр. 'abraham - отец множества), родился, по традиционной библейской хронологии, в 1812 году до н. э. (XIX век до н. э.) или в 1948 году со дня сотворения мира, родоначальник евреев, первый из трёх еврейских патриархов. В книге Бытия говорится, что родословие его восходит к Симу сына Ноя (правнука Сима, первого сына Ноя).
Сара (госпожа моя) первая из четырёх прародительниц еврейского народа. Сара была не просто супругой Авраама, она играла важную роль в деле, которому посвятил себя её муж.
Авраам женился на Саре во время жительства в городе Уре Халдейском (современный Телль-эль-Мукайяр, Ирак). Сара была на 10 лет моложе мужа, т.е. по прибытии в Ханаан ей исполнилось 65 лет (Быт 12:4).
Даже в преклонном возрасте Сара была так весьма красива, что Авраам, опасаясь за свою жизнь, выдавал ее в Египте за сестру, отчего она подверглась опасности, будучи взята ко двору фараона, но была спасена Богом (Быт 12:10-20). То же произошло позднее и в Гераре (Быт 20).
Слова о том, что Авраам и Сарра (тогда ещё Аврам и Сара), покинув Ур Халдейский, прошли через Харан и взяли с собой «и всех людей, которых они имели в Харране» (Быт. 12:5), толкуются еврейскими комментаторами в смысле новообращённых, которые приняли новую веру, причём Авраам обращал мужчин, а Сарра — женщин.
Данное Аврааму Богом благословение, универсально понимаемое в Новом Завете, делает его "отцом всех верующих" (Рим. 4, 11; Гал. 3, 6). С него начинается новый этап "священной истории" послепотопного времени, который противопоставляется прежнему ходу домостроительства Божия (ср. Быт 11, 4 и Быт 12, 2).
После того, как Аврам привел свою семью в землю Ханаанскую, Господь несколько раз являлся ему, подтверждая свое обетование.
Авраму было девяносто девять лет, когда Господь заключил с ним завет: «Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов … Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов».
Еще раз Господь явился Аврааму и Сарре у дубравы Мамвре в виде трех путников. Когда один из них сказал, что на следующий год у Сарры родится сын, она внутренне рассмеялась, поскольку и она и Авраам были уже в преклонных летах. И сказал Бог Аврааму: «Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18: 14). И родила Сарра сына Исаака вовремя, как и говорил Господь.
Между тем Бог положил конец бездетности Сарры, и в 90 лет она родила Исаака (ст. 1-8). Так Сара стала родоначальницей народа Израиля. В этой связи Бог изменил ее первоначальное имя Сара (госпожа моя) на Сарра (госпожа множества, Быт 17:15 и след.).
Тяжелейшим испытанием веры Авраама явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: "Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения" (Быт 22, 2). Авраам повиновался, в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19), но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен. В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли (Быт 22, 15-18). После этого Авраам вернулся в Вирсавию и жил там (Быт 22:19).
Сарра умерла 127 лет от роду, в Хевроне, в земле Ханаанской, и плакал по ней Авраам, а еще больше сын его Исаак неутешно рыдал по своей матери, и по случаю смерти ее Авраам купил известную пещеру Махпелу, назначенную для погребения патриарха и многих его потомков и составляющую цель путешествия многих путешественников даже до настоящего времени. Эта пещера, расположена недалеко от того дуба, у которого Аврааму было явление Святой Троицы. Пещера называется сугубой потому, что внутри нее находились две пещеры: одна для погребения мужских тел, а другая – женских. В этой пещере никто не был погребен прежде погребения Сарры.
Счисление лет обнаруживает, что Авраам не умер, пока не увидел своих внуков, рожденных от Исаака, Иакова и Исава, ибо Авраам родил Исаака, будучи ста лет. Авраам пережил Сарру на 38 лет, и умер маститой старости в возрасте 175 лет, "в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]" и был погребен Исааком и Измаилом в пещере Махпела - месте погребения Сарры (Быт 25, 7-10).
Вполне вероятно и то, что Авраам поучал внуков своих богопознанию в их отроческом возрасте. Вера Авраама, его покорность Богу и готовность пройти испытание веры остаются образцом для подражания.
Общим знаменателем всех Праотцев была их вера в истинного Бога, Творца этого мира и всего видимого и невидимого, как мы поем в Символе Веры за каждой Божественной литургией.
Святые Праотцы очень строго и верно придерживались всех законов, которые Бог им посылал: они никогда не компрометировали свою веру из-за окружающих обстоятельств.
Христианство всегда было и всегда будет борьбой. Моральные и духовные ценности никогда не меняются. Добро всегда остается добром, а зло всегда остается злом. Люди часто забывают или не обращают внимания на то, что Бог находится вне времени. Время существует только для смертных существ и когда-то закончится, а Божьи законы – вне времени и поэтому вечно ценные.
Человеческое мировозрение во времена Праотцев в общей сложности не на много отличалось от наших дней, но они сами твердо держались своей веры и не компрометировали эту веру только потому, что большинство думало иначе. Они держались веры и за это благодать Божия укрепляла их.
Подумаем об этом, дорогие братья и сестры, и постараемся последовать примеру святых Праотцев, т.к. мы сейчас находимся в схожем положении. Мы можем уважать верования наших соседей, но мы не должны поступаться нашей собственной верой. Наша православная вера имеет лучшие образцы и глубокие корни в наших Праотцах
За две недели до Рождества мы отмечаем Неделю (т.е. воскресение) Святых Праотцев.
Авраам и Сара пережили вместе множество трудностей и испытаний в ходе своих путешествий по чужим странам. Всё время вместе Сара ободряла и поддерживала своего мужа Авраама, а Авраам защищал свою супругу и часто прислушивался к её советам.
Когда у праотцев израильского народа родился сын, они также постарались воспитать его в духе любви к Богу и передать ему на своём примере искусство семейной жизни. Им это удалось и Исаак также построил счастливый брак со своей женой Ревеккой, которую нежно любил.