Найти тему

Таинственные игры Питера Акройда в "Журнале Виктора Франкенштейна"

В своё время мне предстояло познакомиться с произведениями зарубежных авторов, писавших на рубеже XX и XXI веков. Тогда моё внимание привлёк Питер Акройд, о чём я нисколько не пожалела, ведь в руки мне попал "Журнал Виктора Франкенштейна".

Данное произведение можно определить как жанр научной фантастики, но с некоторыми оговорками. Автор создаёт сюжет-зазеркалье, где каждый читатель сам решает, по какую сторону зеркального полотна оказаться.

Что же это за зазеркалье? Дело в том, что мы видим историю, которая была рассказана почти двести лет назад блистательной Мэри Шелли. При этом автор активно использует пастиш, т.е. создаёт свою историю, переосмысляя уже рассказанную почти два века назад.

Несмотря на то, что внешне сюжет остаётся таким же, автор позволяет себе заглянуть поглубже в душу учёного, создавшего чудовище, и рассказывает читателю историю, которая «на самом деле произошла» с Виктором Франкенштейном.

Если у Шелли история эта пусть и фантастическая, но в пределах созданного ей мира, Акройд оставляет читателя гадать: было или не было всё то, что описано в журнале великого Виктора Франкенштейна или это лишь его воспалённый разум нарисовал жутчайшие картины Лондона? Создаёт загадку одной простой фразой: «Получено мной от пациента Виктора Франкенштейна 1822 года ноября пятнадцатого дня, в среду. Подписано: Фредерик Ньюман, надзиратель Хокстонского приюта для неизлечимых душевнобольных». Таким образом автор как бы выворачивает знакомую историю наизнанку и создаёт экран между фантастикой и реальностью.

Авторам Конца XX и начала XXI века свойственно играть со своими читателями. Затевает такую игру и Питер Акройд. Автор многих биографий, он вводит и в фантастическое, казалось бы, произведение, биографии известных личностей, которые легко считываются эрудированными читателями. А если не считываются… не могут не считаться. Автор кидает читателю серебряную нить с фамилией, которая сразу возвращает нас к истории Франкенштейна или нового Прометея – Шелли. Создав друга Виктора, автор заставляет читателя отложить книгу и заглянуть в интернет, чтобы ввести в поисковую строку: "Биши Шелли". Открываем первую же ссылку и читаем: «...английский писатель, поэт и эссеист. Один из классиков британского романтизма. Был женат на Мэри Шелли».

И это не единственный случай возникновения реальных персонажей. Автор умело использует историческую метапрозу. Он вводит в повествование, упоминает или цитирует известных исторических личностей, средин них: Байрон, Мэри Шелли, уже упомянутый нами Биши Шелли, доктор Полидори, лорд Ливерпуль, поэты озерной школы: Кольридж и Водсворт. Все эти исторические персонажи сосуществуют с вымышленными, создавая невероятно яркое и любопытное переплетение, затягивающее увлечённого читателя внутрь. Объект чудовищного опыта – Джек Кит – прототип великого поэта романтика Джона Китса. Оба персонажа, и реальный и вымышленный, были студентами-медиками и оба умерли от чахотки.

Всё это заставляет читателя гадать, по какую сторону реальности он находится, ведь выйти из игры, затеянной автором, уже невозможно.

-2

Понравилась статья? Тогда ставьте класс и подписывайтесь на мой канал :)