Найти тему

Грегор Замза и его превращение. Как ставят Кафку

«Паразиты отъелись на Грегоре» — эта пометка Владимира Владимировича (нет-нет, президент здесь ни при чем) Набокова, пожалуй, лучше всего отражает всё произошедшее с главным героем и его семьей в новелле «Превращение». Удивительный факт: небольшое прозаическое произведение вот уже которое десятилетие привлекает к себе больше внимания, чем объемные романы классиков литературы. Краткость, как говорится, сестра таланта, который ещё предстоит осмыслить.

Кстати, В. Набоков сделал доскональный разбор, что за жук описан у Кафки, — почитайте, если интересно
Кстати, В. Набоков сделал доскональный разбор, что за жук описан у Кафки, — почитайте, если интересно

Кафка — один из самых грустных и при этом любимейших российских авторов: его читают, его анализируют, потом читают ещё и анализируют. Наследие невелико, поэтому идём не вширь, а вглубь. А вот театральных постановок не сказать чтобы много, но на наш век хватит.

Образ Кафки настолько слился в сознании с «Превращением», что вот какие картинки можно найти в Сети
Образ Кафки настолько слился в сознании с «Превращением», что вот какие картинки можно найти в Сети

Напомним, ещё несколько лет назад ребята из творческого состава театра юного зрителя «Дилижанс» в очередной раз доказали — на все у них есть своё видение, свой не похожий ни на кого взгляд и оригинальный творческий подход. Помнится, постановка удалась: жаль, что ежегодный марафон — Премьера одной репетиции — в этом году по понятным причинам не состоялся.

Если брать за основу художественный метод контраста, то вышло символично — премьерный показ спектакля об одиночестве человека, поиске выхода из враждебного ему мира состоялся в довольно легкомысленный праздник всех влюблённых — 14 февраля 2014 года. Да, давно, но с полной уверенностью можно сказать, что и смысловой, и визуальный ряд настолько продуманы и хороши, что время им нипочём. К тому же, поскольку спектаклей по Кафке не так много, считаем возможным вспомнить, как это было...

Здесь не смеются даже часики
Здесь не смеются даже часики

Площадка для показа театральной работы была выбрана неслучайно — камерная сцена «Чёрный квадрат», с удовольствием в очередной раз встретила своего вдумчивого зрителя. Проходя в зал, трагическую интонацию чувствуешь сразу. Темные тона, изысканные, но в стиле минимализма декорации: часы, лестница, окно, небольшая шторка, 4 стула… — больше ничего. Не успев осмотреться, мы встречаем героев — спектакль начался. Ещё одна «фишка» — костюмы-трансформеры, — оказываются не менее интересными и изощрёнными, чем само действие. Бодряще-нагнетающее ощущение тревоги и страха рождает и музыка: А. Г. Шнитке стал в этом деле незаменимым помощником. В общем, пространство спектакля многогранно и многослойно, подчинено идее на всех уровнях.

Следует отдать должное — не изменяя себе, ребята из «Дилижанса» продумали всё до мелочей. Действие не отличается динамикой, внешне превалирует статика, четкость движений, реплик, произнесенных на «автомате». Скупостью здесь пропитано всё: у семьи главного героя — Грегора Замзы — мало денег, в обстановке, в которой обитают персонажи, почти нет цветных элементов (только красные и жёлтые оттенки изредка пробиваются сквозь черноту), здесь нет чувств, нет эмоций, только ограниченность пространства и некая безысходность…

Читать и смотреть Кафку нужно с платочками. От жалости к героям сердце разрывается
Читать и смотреть Кафку нужно с платочками. От жалости к героям сердце разрывается

Впрочем, вменяемой, связной речи и слов тоже практически нет. Естественная речь, наполненная «живыми» интонациями, сохранилась только у главного героя, всё «живое» отличает лишь того, кто ею обладать не должен по мистическим обстоятельствам: молодой человек Грегор Замза превращается в хитиновое насекомое и постепенно теряет способность издавать понятные людям слова, но не перестаёт мыслить по-человечески. Всё движение, действие совершается внутри. Герои изредка смотрят на часы, которые работают исправно — время идет, но персонажи не меняются. Перемены охватывают только Грегора. Все остальные члены семьи Замза статичны, и только с Грегором совершается нечто необъяснимое, происходит процесс — превращение, однако обратим он или нет, пока загадка. Но сама по себе процессуальность очень важна.

Танцы танцами, а относиться к людям надо по-человечески. И не только к людям
Танцы танцами, а относиться к людям надо по-человечески. И не только к людям

Насекомое («жучище»), в которое превратился юноша, оказывается и на ступень (даже на три) выше людей — все члены семьи периодически топчутся на лестнице, пытаясь проникнуть в комнату Грегора, но все постепенно так или иначе спускаются и остаются внизу, в то время как «оно» (так герои называют насекомое-мутанта) так и остается наверху, изредка спускаясь, «снисходя» до своих никчёмных родственников-паразитов. Здесь всё не так, всё перепутано: внешняя адекватность оказывается паразитической по своей природе, а внешняя аномалия поддерживается внутренней добродетельностью. Абсурдно? Не поспоришь, но человеческое существование абсурдно в принципе. Это не мы сказали, это Кафка, творчество которого небезосновательно относят в течению экзистенциализма. Даже яблоко, с такой жестокостью и ненавистью брошенное отцом в своего ребёнка, становится здесь символом предательства — это библейский архетип с той только поправкой, что теперь, наоборот, родители предают своё творение. В данном случае абсурд доходит до крайности.

Остается вспомнить, как часто в детстве мы плакали (не знаю, как вы, а я плакала) из жалости к героям, «на лицо ужасным, но добрым внутри» (ну, или к очаровательным персонажам фантастических фильмов, роботам, ведущим себя более человечно, чем люди), и, как помните, порой вера в эту внутреннюю красоту и способствовала внешнему преображению героя — такой прием существовал ещё в сказках. У Кафки, на первый взгляд, нет человека, который бы увидел красоту и доброту Грегора. Но, может быть, он появится...

Герои вроде как переживают. Ещё бы – мы бы на вас посмотрели в такой ситуации.
Герои вроде как переживают. Ещё бы – мы бы на вас посмотрели в такой ситуации.

Почему произошло всё то, что произошло? Почему мнимая жизнь, ограниченность, эгоизм часто не ощущает своей вины, а духовная аномалия оказывается не такой заметной, как внешняя, и процветает? Обстоятельства, судьба, зависимость от внешних обстоятельств? Не исключено — не зря весь антураж на это намекает, сумрачное пространство «сжирает» беззащитных маленьких людей. «Превращение» как никогда актуально: в последних авторских словах, произнесенных актёром Петром Зубаревым, несколько раз звучит слово «удобно». Да, господа, именно удобство порой пеленой закрывает нам глаза и заставляет забыть о таких обычных и простых чувствах и добродетелях, как любовь, сочувствие, сострадание, милосердие.

В спектакле фигурирует решётка, и это несказанно символично. «Общение с людьми совращает к самоанализу» — остроумно заявлял Франц Кафка. Видимо, к семье Замзы это не имеет никакого отношения. Механическое общение, закрытость не способствуют ни анализу, ни развитию.

«Обнимашки» с братом-насекомым уже не столь приятны... А разве что-то изменилось?
«Обнимашки» с братом-насекомым уже не столь приятны... А разве что-то изменилось?

Высшая похвала талантливой и прекрасной актрисе Екатерине Зубаревой, которая выступила режиссёром спектакля «Превращение»! О достойнейшей игре актеров много говорить не будем, отметим только, что благодаря этой работе театр «Дилижанс» обогатился профессиональной премией «Самарская театральная муза», выиграв в трёх номинациях: «За лучший режиссерский дебют», «Лучшая постановочная команда». За исполнение роли Грегора Замзы Петру Зубареву был вручен приз «За лучшую роль молодого актера в драматическом театре» (думается, что этому актеру вообще по плечу любая роль; однако мы ни в коем случае не умаляем достоинства и других актеров, они были великолепны — каждый из них прекрасно справился со своей ролью!). Благодарим, искренне радуемся и аплодируем от души, с вашего позволения, милые актеры, по этому случаю можно ещё и пританцовывая. Браво!

-8

ОДа, это было давно. К сожалению, спектакль уже не показывается на площадке ТЮЗа. И очень жаль — думается, он не изжил себя: всего час может привнести в вашу жизнь бездну мыслей и океан чувств.

В «Дилижансе» всегда так — приятно и со вкусом. Конечно, я не маркетолог и не могу обещать, что если вам не понравится, я верну вам деньги. Однако аккуратно возьму на себя ответственность заявить, что в этом театре вам не может не понравиться. Ну как же, это же «Дилижанс»… Ну а еще обязательно прочтите Кафку, если ещё не.

Не сочтите за иронию, особо слабонервным нашатырь в помощь.

НЕ на правах рекламы. Просто к этому театру я питаю особую любовь и уважение. Надеюсь, скоро его двери откроются, и погрузиться в атмосферу сюрреализма можно будет вновь!

Все фотографии взяты с официального сайта театра: хотите ознакомиться, всё туть —
http://teatrdiligence.ru/.