Среди многочисленных памятников истории и архитектуры, разбросанных по суторинским селам, особняком стоит разрушенная церковь Перенесения мощей св. Николая. Развалины церкви Перенесения мощей св. Николая находятся в непосредственной близости от черногорско-хорватской границы в небольшом суторинском селе Малта, которое в давние времена называлось Николь До. Об этой разрушенной церкви, к сожалению, сохранилось очень мало достоверной информации. В работе Саввы Накиченовича «Бока» упоминается время и причины разрушения церкви в Малте. По данным автора монографии, церковь св. Николая была разрушена османскими властями в 1818 году во время очередной эпидемии чумы, для того чтобы пресечь массовые скопления людей около церкви.[1]
О времени постройки церкви можно судить лишь по косвенным признакам. По мнению ряда исследователей региона, именно на месте нынешних развалин церкви св. Николая в раннем средневековье находилась церковь св. Ирины, которая и дала название региону – «Суторина».[2] Так это или нет судить сложно. Прямых указаний в источниках на то, что именно на месте развалин церкви св. Николая была еще более древняя византийская церковь св. Ирины нет.
Народное предание говорит нам о том, что сама церковь и захоронения вокруг нее очень старые и называются в народе «греческими». Терминами «греческая церковь» и «греческое кладбище» у населения Боки и Герцеговины издавна называются культовые сооружения и захоронения, которые относятся к «предморейскому» периоду локальной истории, то есть к периоду до второй половины XVII века, когда миграционные процессы на территории западных Балкан, начавшиеся в XVI столетии, вступают в кульминационную фазу. Во второй половине XVII века автохтонное сербское население региона неумолимо сокращается под воздействием неурожайных лет, череды разрушительных землетрясений и эпидемий чумы. В опустевшие земли хлынули миграционные потоки из континентальной Герцеговины, Черногории и Старой Сербии, которые не были связаны со старой культурой и традициями региона. Монументальные надгробия(стечки) уступают место менее величественным и громоздким надгробным памятникам в виде крестов и небольших каменных плит. Новые жители региона, осваивая новую для себя территорию, при восстановлении и строительстве церквей повсеместно используют в качестве строительного материала стечки, оставшиеся на старых «греческих» кладбищах. Подобная история происходит и в селении Николь До(Малта). На территории кладбища вокруг церкви св. Николая сохранились памятники, которые смело можно отнести к средневековому периоду сербской истории. Справа от входа в церковь находится стечак, который является характерным для XII-XIV веков и относится к виду «лежащих» надгробий с минимальным количеством изображений на нем. Из сохранившихся рельефных изображений на стечке можно увидеть лишь изображение креста заключенного в круг, который известен у славян как «солнечный крест». Подобное изображение креста довольно часто встречается на стечках Герцеговины и Боснии этого периода. Захоронения, относящиеся к XII-XIV векам, дают полное основание предполагать, что церковь в Малте существовала уже в этот период.
Однако из этого не следует то, что дошедшие до наших дней развалины церкви св. Николая относятся именно к той постройке XII-XIV веков. И этому есть простое объяснение. Изучая развалины церкви св. Николая легко заметить среди каменных блоков, из которых сложена церковь, несколько огромных каменных плит в основании церкви. Эти плиты являются ничем иным, как стечками с кладбища вокруг церкви.
Вероятнее всего, мигранты заселившие регион в XVII веке, заново отстраивали церковь на территории села Николь До(Малты) и при ее возведении использовали старые средневековые надгробия – стечки, которые были в изобилии на старом кладбище, к качестве строительного материала. Исходя из этих данных, можно утверждать, что кладбище и церковь на территории Малты существовали уже в Средние века, а сохранившиеся развалины церкви св. Николая являются архитектурным наследием XVII века.
К сожалению, церковь Перенесения Мощей св. Николая в Малте фактически утрачена для будущих поколений, а средневековое кладбище, с памятниками, требующими детального исследования, поросло травой и стало излюбленным местом выпаса скота местных жителей. Епархия Захумско-Герцеговинская уже не первый год выступает за возрождение церкви св. Николая, но пока не находит поддержки у жителей села Малта, которые в случае реставрации храма и расчистки территории кладбища вокруг церкви лишатся пастбища для домашней скотины.
[1] Накићеновић С. Бока. Београд, 1913, c. 450-451
[2] Дерић Б. Суторина. Београд, 1998, с. 123