А вы помните сколько стоили товары в 2002 году ? Казалось это было недавно и так давно. Хотя, что такое 17-18 лет? В России за это время даже президент не успел смениться. И вообще у нас такая стабильная стабильность во всем. Кроме, пожалуй, цен. Если вы бываете в других развитых странах или посмотрите их статистику за те же 18 лет, вы обнаружите, что цены изменились совсем чуть-чуть. Например, в США вы с удивлением узнаете, что цена на десяток (или другое количество) яиц стоит примерно одинаково на протяжении двух десятилетий. Причем она может как вырасти на пару долларов, так и упасть. Поэтому вы всегда можете быть уверены, что имея определенную сумму денег в кошельке, вы сможете купить конкретный набор товаров или услуг.
К сожалению, в России все совершенно не так. У нас цены в магазинах меняются минимум каждую неделю-две, а на некоторые товары в зависимости от ситуации стоимость может меняться чуть ли не каждый день. На это постоянно жалуются сотрудники магазинов, которые просто не успевают менять ценники. И покупатели, которые надеясь на одну цену, на кассе обнаруживают другую. В России поход в магазин вообще похож на лотерею: бесполезно запоминать цены и заранее рассчитывать сумму покупки. Никогда не знаешь, хватит ли средств в кошельке или на банковской карточке.
Официальной статистике Центрального Банка РФ уже давно никто не верит. Все и так отлично понимают, что либо она занижается, либо рассчитывается неверно. Давайте попробуем вспомнить, как поменялся уровень цен с 2002 года и совпадает ли он с официальной инфляцией.
Недавно в сети широко обсуждали сравнение чеков 15-летней давности из одного и того же магазина. Это хороший пример, в котором подорожание товаров оказалось выше официальных данных. Но в сравнении чеков, пускай из одного магазина с одним и тем же или подобным набором товаров, есть один существенный минус. Это условно не является "случайной" выборкой. Покупатель может приобретать определенную категорию товаров, например, премиум-класс, где инфляция будет другой, нежели в эконом категории. Или же в его чеке будут присутствовать товары одной категории, но отсутствовать другие.
Более хорошей выборкой может служить листовка магазина с акционными предложениями. В ней обычно представлены большинство категорий продуктов, алкоголя и хозяйственных товаров массового потребления. А выбор товаров довольно случаен: разные производители, марки и бренды, объемы товаров и прочее.
И вот одна такая рекламная листовка сохранилась у меня. Листовка эта от сети магазинов "Авоська", период действия цен "с 19 ноября до 9 декабря 2002 года". Листовка, благодаря качественной глянцевой бумаге, довольно неплохо сохранилась и почти не выцвела. Сейчас на такой бумаге не печатают из-за экономии.
Чтобы вам не пытаться разглядеть наименования, объемы и цены товаров, я для удобства читателей перепечатал все в таблицы. Таблица состоит из 4-х столбцов: название, цена в 2002 году, стоимость в 2020 году и инфляция в процентах. Откуда я брал текущие цены? Я не поленился и смотрел цены в онлайн-версиях наиболее популярных у россиян сетей супермаркетов: Ашан, Окей, Лента, Перекресток и как, запасной вариант, Глобус. Алкоголь искал также в других интернет-магазинах вроде "АМ". Затем я складывал цены во всех магазинах и делил на их количество для получения средней цены. Поэтому среди цен есть как акционные, так и регулярные. Но почти всегда встречались предложения со скидками.
Напомню, что формула определения инфляции такая: (Текущая цена - Исходная цена) / Исходная цена * 100%.
Если где-то опечатался или ошибся в расчетах, заранее извиняюсь. Пишите в комментариях - исправлю.
Продукты и хозтовары
Алкоголь
*означает, что найдет товар-аналог другой марки.
Скажу честно, когда я впервые обнаружил эту листовку, я чуть не прослезился. Во-первых, от уровня цен - сможете ли вы сейчас найти чипсы за 3 рубля? Во-вторых, от ностальгии - многих брендов в наши дни уже не существует.
Какие выводы можно сделать?
- Инфляция почти у всех товаров 3-значная, причем чаще всего встречается удорожание на 200-500%.
- Больше всего подорожали: сливочное масло "Анкор" на 1175%, минеральная вода "Ессентуки" на 953% и кофе на 921%. Сливочное масло в России дорожает стремительно, но в ситуации с Анкор явно сказались еще и санкции. С кофе ситуация понятна: оно дорожает по всему миру из-за возрастающего потребления, опережающего производство. Правда, не уверен, что где-то еще такими же высокими темпами.
- Меньше всего выросли в цене: колготки Гламур - 90% и вино Бонвин - 43%. Правда я не уверен, что по такой цене может быть настоящее вино...
- Среднее значение инфляции в данной выборке 426%! Это в несколько раз выше официальной инфляции с 2002 года, которая суммарно равняется 145%! Пусть даже 160%, если брать 2002 год, хотя в листовке это уже конец года.
Вывод: реальная инфляция почти в 3 раза выше официальной инфляции на бумаге от ЦБ РФ. Получается, что настоящее увеличение цен на продуктовую корзину составляет 23-25% в год.
Ставьте лайки и подписывайтесь. Надеюсь, вам было интересно!