Найти тему
владимир рекшан

Санкт-Ленинградское время - Русский музей и "Русский стиль"

Продолжение, предыдущая статья здесь

РУССКИЙ МУЗЕЙ

Крупнейшее собрание русского искусства. В начале 19 века от Невского проспекта до Марсового поля тянулся сад. Тут же находились полуразрушенные оранжереи. Карло Росси спланировал на месте сада возвести дворец, ставший впоследствии центром градостроительного решения. 17 апреля 1819 года при стечении нарядной публики здание было заложено. В основание фундамента положили серебряную мемориальную доску.

После молебна на месте строительства установили вырезанный из камня ковчег. Туда бросили пригоршню монет чеканки 1819 года. С Росси работали прекрасные мастера: скульпторы Пименов и Демут-Малиновский, художники Скотти, Виги, Медичи, мраморщик Яков Щенников, резчики Тарасовы, их отец паркетчик Степан, мебельный мастер Бобров. Строительство закончилось в 1825 году, и туда въехал первый хозяин – великий князь Михаил Павлович, младший брат царя Александра, и его жена – великая княгиня Елена Павловна. Князь страстно увлекался муштрой, зато княгиня показала себя умным человеком и просвещенной меценаткой. В Михайловский дворец захаживал астроном Струве, пианист Рубинштейн, хирург Пирогов, поэт Пушкин вписал в альбом княгини стихотворение…

-2

13 апреля 1895 года царь Николай 11 издал указ об учреждении в Михайловском дворце «Русского музея императора Александра III». 7 марта 1898 года музей открылся. Свое место заняли «Последний день Помпеи» Брюллова, «Девятый вал» Айвазовского, «Сватовство майона» Федотова и многие другие картины и скульптуры. Хотя первая экспозиция выглядела довольно скромно, впервые можно было увидеть рядом выдающиеся произведения русского искусства. Хранителями музея и устроителями первой выставки являлись Михаил Боткин, Павел Брюллов, Альберт Бенуа.

-3

После начала войны с гитлеровской Германией произведения первой категории (картины Репина, Сурикова, Шишкина, Левитана, Серова, Врубеля) успели вывезти из Ленинграда. Остальные экспонаты остались в осажденном городе. В те дни хранителем стал профессор М.Фармаковский, который вместе с сотрудниками не только спас коллекцию, но и устраивал в условиях блокады выставки – в сентябре 1943 года В. Конашевича, в 1944 году – к столетию со дня рождения Репина. О первой выставке Анна Остроумова-Лебедева писала так: «Было празднично и оживленно. Все любовались и наслаждались прекрасными вещами. Многие забыли, что они в осажденном городе, что кругом горе и несчастье! Вот какие чудеса творит искусство. Оно дает радость и покой».

«РУССКИЙ СТИЛЬ»

В последней трети 19 века в петербургской архитектуре проявились поиски «национального стиля». Шло систематическое изучение памятников древнерусского зодчества, появились научные исследования, книги, альбомы. На страницах журнала «Зодчий» публиковались многочисленные рисунки, обмеры и фотографии памятников древнерусской архитектуры.

-4

Считалось, что черты национальной самобытности наиболее полно откристаллизовались в архитектуре 16 и особенно 17 веков. Наиболее ярко «русский стиль» проявился в строительстве церквей. Вот лишь некоторые примеры: собор Петра и Павла в Петергофе (архитектор Н. Султанов, 1894 – 1905),

Церковь подворья Киево-Печерской лавры на Васильевском острове (архитекторы В. И Г. Косяковы, конец 1890-х), храм Воскресения Христова на месте гибели царя Александра II (архитектор А. Парланд, 1883 – 1907).

-6

Несмотря на популярность «русского стиля» в то время, можно сказать, что сложившийся облик Петербурга сдерживал фантазии зодчих. Одним из немногих зданий общественного назначения, оформленных в «русском стиле», является дом Офицерского собрания на углу Литейного проспекта и Кирочной улицы (проект инженеров Гаугера и Донченко, 1895 – 1898).

-7

Против излишнего и зачастую вульгарного увлечения новым стилем в петербургском Обществе архитекторов выступил Н. Султанов: «Эти мраморные полотенца и кирпичные вышивки лягут позорным пятном на наше время: они прямо покажут, что в нашем юном искусстве была благородная жажда творить в национальном духе, но не нашла себе должного удовлетворения».

Продолжение следует...

  • В начало 
  • Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!
Встретиться с автором и задать вопросы лично вы всегда можете в музее "Реалии Русского Рока", все подробности здесь. Также, если захотите, вы можете поддержать музей любым пожертвованием. Благодарю всех друзей Музея.