Найти тему
World in one click

Школа -(не) второй дом. Ужасы ЕГЭ.

«Школа — твой второй дом» - именно так отзываются учителя об образовательных учреждениях, навевая всем мысли о том, что с этим местом будут связаны самые лучшие воспоминания. Но так ли это обстоит на самом деле? В этой статье я решила собрать все: от теплых моментов до подростковой жестокости, от некомпетентных работников до учителей, с которых стоит брать пример.

Я прекрасно помню свое первое сентября, как и то, как отсчитывала дни к этому долгожданному событию, покупая с мамой различные школьные принадлежности. Погода в сентябре у нас, на Урале, неоднозначна, но в 2007 году было очень прохладно и дождливо. В связи с этим мне пришлось надеть свою любимую куртку розового цвета, а поверх нее накинуть свой огромный бирюзовый портфель с феечками, с которым я мучилась последующие 4 года. На линейке собралась огромная всепоглощающая толпа детей и их озабоченных родителей, пытающихся протолкнуть своих чад ближе к месту, где выступали танцовщицы и музыканты. Я с мамой стояла в самом конце скопища и все не могла дождаться того момента, когда передо мной откроются школьные двери. И вот я услышала желанное «1 «д» класс» и, попрощавшись с мамой, кинулась к толпе таких же, как и я, маленьких ребятишек. Сам классный час вызвал у меня восторг, но я и представить себе не могла, что меня ждет в дальнейшем.

Я не сильно помню начальную школу, но в моей памяти остались случаи, которые сильно на меня повлияли и даже ранили. Например, на уроке физкультуры во время игры в вышибалы я запнулась и упала на пол. Учитель, увидев это, сразу же остановил игру и подошел ко мне. Посмотрев на часы он понял, что скоро прозвенит звонок и отправил всех ребят в раздевалку, оставив меня одну. Осмотрев мою ногу, он отвел меня следом за одноклассниками, так как серьезных повреждений не было. Зайдя в гардеробную, меня окружила толпа одноклассниц, которые стали меня толкать и обзывать, обвиняя в том, что из-за меня пришлось остановить игру. Я никак не реагировала на их возмущения в моей адрес, а это еще сильнее их задевало. После бесполезных попыток они вытолкнули меня из переодевалки, и спустя минуты 3 следом кинули мой портфель и вещи. Я в состоянии шока простояла на месте приличное время, пока меня не нашла и не забрала бабушка. Ей я не стала рассказывать об этом инциденте, ровно как и учителям. И это неправильно, так как с ранних лет детей нужно учить чуткости и тактичности. Это нужно грамотно преподносить, а не кричать и запугивать, как это делают многие педагоги.

В первом классе была такая интересная вещь, которая мотивировала ребят стремиться к хорошим отметкам. Речь идет о наклейках. Помню, как классная руководительница завела нам тетрадки по 18 листов, куда мы вклеивали самые разные наклейки за отметку 4 или 5. И это действительно хороший способ, потому что каждый хотел заполнить свой блокнот или еще что-нибудь красивыми картинками.

Нестандартный подход к образованию -это всегда здорово. Например, моя бабушка, будучи учителем математики и поэтом, преподносила детям материал учебника стихами, так они проще запоминали, а их успеваемость росла на глазах.

Частенько мы в классе проводили мероприятия, в которых показывали сценки, читали стихи и играли на музыкальных инструментах. Я, по возможности, всегда старалась участвовать в проведении праздников, но кое-что меня огорчало. Мой классный руководитель не возлагал на меня большие надежды, а потому давал читать одни частушки, а во мне тогда было море гиперактивности и харизмы, все это просилось наружу. Я всегда хотела играть персонажей в постановках, жестикулировать, рассказывать заготовленный текст больше четырех предложений, но этому не суждено было сбыться. На все предложения учитель говорил: «Не надо нам Зайцеву». И весь остаток дня я всегда размышляла, что со мной не так. Даже если мне и перепадали нелюбимые частушки, я всё же старалась отыгрывать их так хорошо, как только могу, в надежде, что и во мне заметят способности. Как раз из-за подобных событий на мне остался сильный отпечаток, который после перерос в комплекс неполноценности и в недостаток внимания. Естественно, так быть не должно.

К каждому ребенку должен быть выработан индивидуальный подход. Незамеченным остаться никто не должен.

После очередного чтения частушек.

Обо всем этом, конечно же, говорить легко, но не тогда, когда в классе свыше 30-ти человек. За всеми попросту не уследишь. С другой стороны, есть немало случаев, когда в больших классах стоит полная тишина. А из этого можно сделать вывод: все это зависит от преподавателя и от самого желания.

Переступив порог средней школы, мы стали знакомиться с новыми предметами и с теми, кто будет их вести. Учитель географии очень редко преподавал свой предмет. Он считал более необходим обсуждать с нами внешнюю политику России и США. И самое удивительное, что за это его и любили. Его воспринимали как человека, с которым можно поговорить. После душной математики одноклассники на его предмете расслаблялись. Он не заставлял учить все «от корки до корки» и был снисходителен. Но иногда он перегибал палку, когда, например, призывал в 2018 году идти на выборы и голосовать за Путина.

Комментарий бывшей ученицы Е. Киржайкиной:

Бывало и такое, что преподавателя географии «прорывало» и он без конца мог говорить о кале и грязных подъездах в городе. Даже разваленные дороги и те затронул! Не понимаю, как готовились к ЕГЭ по географии наши одноклассники, ведь самим предметом мы почти не занимались. Сдал конспект, получил оценку и гуляешь дальше.
  • Учитель ОБЖ тот еще любитель побеседовать, но в отличие от географа, он обладал даром внушения и авторитетностью. Его предмет всегда учили. Сам преподаватель без конца обсуждал внешнюю политику стран, рассказывал о «загнивающей Европе» и про то, как весь мир оказался против нас. Есть, правда, еще одна вещь, которую я сильно не приветствую в нем. Он гомофоб. Я не раз слышала его высказывания на тему ЛГБТ и, будучи человеком толерантным, очень от этого раздражалась. Но самым страшным было то, что многие одноклассники воспринимали его демагогию всерьез. Я полностью убеждена, что учителям следует заниматься своим предметом, ведь для болтовни всегда есть отдельное время.

Настоящий педагог не должен навязывать свою точку зрения. Он должен уметь направлять детей. Аккуратно касаться тем религии, политики. Но когда в молодые неокрепшие умы вбивают, что гомосексуалисты-звери и могут напасть на тебя из-за угла, а вся Европа уже давно перестала быть духовной, то это уже «ни в какие ворота»!

На перемене я очень часто встречала мальчика с задержкой в развитии. Как рассказал один из учителей: «Его мама настаивала директора взять ребенка, считая его абсолютно нормальным и ни чуть не хуже остальных!» В результате, я несколько раз становилась свидетелем того, как над этим мальчиком издевались. Мимо него не могли пройти, его постоянно пинали, унижали, забирали личные вещи и выкидывали их из окон. Таким детям намного лучше в специализированных учреждениях, но так уж у нас в стране заведено, что подобные вещи считают чем-то постыдным. Я не могу представить, какой моральный вред испытывает это дитя каждый день и какие последствия его ожидают.

Комментарий бывшей ученицы Е. Киржайкиной:

В нашем классе была девушка Аня, которая заметно отличалась от всех остальных. Она выросла в религиозной семье и у нее были явные трудности в общении. Девочка была очень робкой и медлительной. За это ее часто обижали. Когда Аня выходила к доске, учителя постоянно на нее давили, что делали, непосредственно, хуже. Девушка терялась и еще больше нервничала, тем самым раздражая остальных. А учителя один в один повторяли: «Тебе будет очень трудно по жизни. А в институте ты так же молчать будешь?»

Но учителя не могли понять, что девушке будет хуже, не потому что она такой является, а потому что ей не смогли создать комфортные условия. И вместо того, чтобы помочь ей принять себя, они все больше вселяли в нее неуверенность, развивая жуткие комплексы.

-2

В восьмом классе нас уже постепенно начали попугивать экзаменами. Это у педагогов метод такой интересный: если сильней запугаешь и травмируешь, то дети готовиться лучше будут. Когда наступил выпускной класс, каждый суетился и определялся, что он будет сдавать. Ведь во многом твой успех зависит от твоих собственных предпочтений к предметам, так и от преподавателя, который эти предметы ведет. В школе мы готовились к ОГЭ и к ЕГЭ во время уроков, но также существовали факультативы, например, по химии и истории. Учителя за время дополнительных занятий не получали прибавки к заработной плате, они просили деньги лишь на пособия. И это был большой плюс. Но что, если с преподавателем все-таки не повезло?

Комментарий бывшей ученицы А. Казаковой:

В один день я совершила чудовищную ошибку-решила сдавать ОГЭ и затем ЕГЭ по химии, так как захотела связать жизнь с медициной. Ошибкой было то, что при этом я не сменила школу на ту, где меня вёл бы более компетентный преподаватель по данному предмету. Я всегда была хоть и не самым успевающим, но старательным учеником. На момент девятого класса у меня отсутствовали даже базовые знания программы по химии. Но когда я выбрала её для сдачи, была поставлена великая цель-поднять всё с нуля. Преподавательница эту цель не поддержала. Она лишь говорила, что задушит меня двойками, чтоб меня не допустили до экзамена. Спасибо ей за это. Ведь я ей назло начала прогрессировать на глазах. В связи с этим, во второй половине учебного года отношение ко мне резко переменилось. Она начала говорить, что верит в меня и я сдам её предмет. Охотно занималась со мной в внеурочное время. Но ко времени экзамена что-то умерило её пыл доверия и она начала снова меня принижать. Как итог-за экзамен у меня 5. Я выдохнула, ведь надеялась, что она меня полюбит... Но не тут то было. В десятом классе она изолировала меня и пару девочек от остальных. Она нам давала совершенно отличающийся от того, что получали другие материал. Как она говорила, наше для успешной сдачи ЕГЭ, а остальная толпа сдающих ничего не сможет. Хороший прогноз за практически два года до экзамена... Меня не воодушевляли её занятия. Нас гнали как роботов. Мы с теми девчонками могли по очереди всю пару простоять у доски. Кстати говоря, пока мы устраивали пляски с бубном и мелом, на других сдающих или не сдающих внимания не обращалось абсолютно. Она им банально не давала возможность понять её предмет или хотя бы подтянуть оценки. И угадайте, что? После этого говорила, что они не заслуживают своих четвёрок и тем более пятёрок в аттестат, ведь они не знают предмет! Видать, таковы отклики советской системы образования, которой она придерживалась... Когда подготовка к экзамену продолжала набирать обороты и половина людей, не попавших в её "особую" группу, отказались от своей мечты поступить в медицинский путём отказа от сдачи химии, началось самое интересное. Пошла самая настоящая травля. У нас часто были дополнительные занятия, на которых она собирала когда всех, а когда мы находились на них и по отдельности. И когда мы были с учительницей наедине, она давала мне сложнейшие задания, которые мы даже не разбирали и толком ничего не объясняла. Разумеется, я ничего не понимала и просто топтала пол у доски. На что я слушала, что я стала хуже готовиться и что Катя (имя изменено) имеет куда больше шансов на сдачу, чем я. Хоть я человек не желчный, постепенно эти речи заставили меня слепо ненавидеть эту Катю. Я тратила очень много нервов, чтоб быть лучше её. Дошло до ужасного... Я радовалась, когда ей сделали операцию и она приличное время не могла посещать занятия, ведь это время я не слушала, какая она молодец... Радовалась за страдания человека!.. Но как-то раз у нас был разговор с Катей и она сообщила, что когда химичка уделяет время ей, происходит обратное. Мол, при Кате она нахваливает меня! И ЕГЭ хорошо сдам, и на олимпиады меня отправлять хотят... Только в словах в адрес Кати. И парочка других приближённых к учительнице человек подтвердили эти слова. После этого я перестала посещать её дополнительные занятия, на уроках у доски всё решала от неохоты медлительно. Я предпочла снова заниматься самостоятельно. И не зря. Я ощутила огромный прилив мотивации к подготовке и начала снова набирать нереальный темп обучения. Но когда до ЕГЭ оставалось ждать буквально пару месяцев, учительница начала с видом испуга за нас снова гнать на свои занятия. Хотя, она почти не скрывала, что на самом деле ей важно лишь набить свой рейтинг путём хорошей сдачи ЕГЭ выпускниками, а не то, что выпускники должны хорошо устроиться в жизни. Очередной пережиток советского образования. Пришлось снова посещать её занятия. Кстати говоря, собирать на них ещё в десятом классе откинутых она до сих пор не считала нужным. Разумеется, травля началась снова. И снова прямо перед сдачей экзамена был рассказ от одной девочки, как учительница втирала ей про огромную веру в меня. Я лишь посмеялась и выждав последние дни пошла на экзамен. Увы... Не повезло с вариантом. Я сдала не так уж плохо, но мои ожидания и ожидания людей, знавших мой уровень, были намного выше. Катя же сдала на несколько баллов стобалльной системы лучше меня. Что я услышала? "Вот, только в Катю я и верила. Катя молодец!"

Перед экзаменами учителя зверели в буквальном смысле. Больше всего нервы сдавали у учительницы математики. Она постоянно прибегала к унижениям, если видела, что ученик не справляется с решением задачи. Отдельно хотелось бы отметить преподавателя литературы. Чем же она так отличилась? Она никому не разрешала сдавать свой предмет.

Помню, как вышла из кабинета, в котором писала пробник по истории. А там учительница по литературе кричала завучу о том, что ученица Карина К. решила сдавать литературу. Завуча ее слова привели в ярость, а после она добавила, что ученицу немедленно нужно остановить. Девочка та, кстати, убежала после 10 класса. Запугали.

В 11 классе из нашей параллели литературу в качестве экзамена выбрали немногие. И во время всего учебного процесса они постоянно подвергались фразам: «Вы ничего не сдадите!», «Я вам не позволю!», «Литература слишком сложная. Вы мне потом спасибо скажете!». Учитель постоянно провоцировала сдающих на конфликты. Как итог, литературу сдавало человека 2-3 от силы. Всем же остальным пришлось отказаться от мечты. До сих пор не понимаю, почему такой вопиющий случай не предали огласке.

Не могу обойти стороной то, как относились к внешнему виду наши педагоги. Завуч постоянно контролировала всех, стоя в фойе. Если кто-то приходил в джинсах, она запросто отправляла переодеваться домой и нередко пользовалась случаем оскорбить человека. Такая история повторилась с моей одноклассницей.

Комментарий А. Казаковой:

Когда на законодательном уровне появился закон о школьной форме, я не была этому рада, но со временем смирилась. Да, я не особо соблюдала дресс-код, но ничем не выделялась до дня, когда решила попробовать окрасить чёлку в зелёный цвет. К слову, думаю, я не одна не отношу ВОЛОСЫ к предметам ОДЕЖДЫ... Какой ужас меня ждал на следующий день... К нам на урок зашла завуч и увидев это начала говорить при ВСЁМ КЛАССЕ малоадекватные вещи. Я узнала, что я кикимора, синявка, проститутка и далее по списку.. Мол, в школе я не имею права на такие преображения, а вот в универе... Хотя да, в универ же не берут таких (да, такое тоже сказали). И знаете, что? За меня заступился только один человек. И то его аргументы не были услышаны. Одноклассники же смеялись с нововыдуманных прозвищ завуча, а учительница одобрила эти слова. Сразу видно, учитель русского и литературы. Сказать, что я была в шоке-ничего не сказать. Достаточно долго самые вдохновлённые завучем лица язвисто подшучивали на эту тему. При том, что я перекрасила волосы меньше, чем через неделю. А ведь более впечатлительный человек на моём месте в аналогичной ситуации мог сотворить страшные вещи. Хотя, не удивлюсь, если в истории нашей школы и такое было, просто об этом умалчивалось. Вот что делает с людьми стремление к уравнительной системе. Вот что делают отклики системы СССР в современном образовании.

Если раньше я мечтала поскорее вернуться в школу за новыми знаниями, то со временем мое желание пропадало изо дня в день. Невозможно долго находиться в нервирующей обстановке. Я много плакала, представляла себе, что если завалю экзамен, то пущу на дно всю свою жизнь. А все наши знания постепенно сошлись к одному ЕГЭ. Нас просто заставляли заучивать аналогичные примеры решений. Как результат, многие просто не могут припомнить что-нибудь из школьной программы.

Много сил, слез и нервов было потрачено на эти дурацкие пробники и экзамены. А когда эти испытания подошли к концу, то все это показалось мгновением.

Что всем этим я хочу сказать? Ни один экзамен не стоит ваших нервных клеток. Если что-то не сдали, то не переживайте, ваша жизнь на этом не заканчивается. Будут пересдачи, к которым вы подготовитесь в более спокойной обстановке. На беспредел работников школ нужно обращать внимание и придавать это всеобщей огласке! Но самое главное, мы видим, что образовательную систему нужно не просто доработать, а менять целиком.