Найти в Дзене
Pipe Broadcasting

Бенджамин Грэхем: менеджмент

Грэхем имел очень четкое представление о взаимоотношениях между акционерами и менеджментом. Акционеры должны быть «энергичными» по отношению к менеджерам. Они должны щедро поощрять тех, кто показывает отличные результаты, но требовать ясных и убедительных пояснений, если результаты оказываются хуже, чем планировалось. Они должны поддерживать меры по улучшению качества менеджмента и увольнять явно непродуктивных менеджеров.

Сегодня стало гораздо сложнее манипулировать данными отчетов, как это описывал Грэхем в своих книгах. Тем не менее множество причин по-прежнему заставляют акционеров быть начеку. Даже слабый менеджмент может оказаться очень изобретательным в стремлении обмануть акционеров и прикрыть свою некомпетентность. Возможны три проблемы. Во-первых, это тривиальный обман. Зачастую его сложно обнаружить, но, поскольку при расчете стоимости нельзя сделать количественный вычет на беспринципность менеджмента, единственное решение - избегать любых ситуаций, где есть подозрения в обмане. Во-вторых, честность в сочетании с некомпетентностью. Акционеры должны быть начеку и не считать, что менеджмент всегда и во всем компетентен. В-третьих, бывают ситуации, когда менеджеры честны и компетентны, но, как и все обычные люди, уязвимы при конфликте интересов. Это самый сложный случай. Принимая многие важные решения, менеджеры оказываются заинтересованными сторонами, поэтому важно сохранять осторожность и не давать им карт-бланш. Обращайте внимание на следующие ситуации, невыгодные для акционеров: 

• менеджмент скрывает информацию от акционеров под предлогом того, что ее раскрытие может сыграть на руку конкурентам - таким образом они удерживают тактическую линию обороны от назойливых акционеров; 

• менеджмент получает выгоды от расширения бизнеса в виде более высоких зарплат или профессионального статуса; 

• менеджмент получает вознаграждение в виде опционов на акции или бонусов, противоречащих интересам акционеров; 

• менеджмент продолжает управлять компанией даже в ситуации, когда в интересах акционеров ее следует диверсифицировать или вообще ликвидировать, вернув акционерам их капитал; 

• менеджмент контролирует выплаты дивидендов.

Когда частные работодатели нанимают персонал, они ищут людей, которым доверяют. Однако это не означает, что они разрешают этим людям устанавливать собственные оклады или решать, какой капитал следует вложить в бизнес или изъять из него.

Выплаты дивидендов 

Грэхем был особенно недоволен компаниями, чей менеджмент не выплачивал дивиденды без достаточных на то оснований. Прибыль следует оставлять и реинвестировать только при наличии обоснованных ожиданий получения достаточной доходности. Часто бывает так, что прибыль, оставленная в компании для расширения бизнеса, оказывается менее выгодной для акционеров в будущем, чем та же прибыль, распределенная в виде дивидендов. Это очень сложный вопрос. Здесь нет простой формулы принятия решений, поскольку менеджмент каждой компании должен действовать в интересах данной конкретной компании. Однако акционеры должны наблюдать за действиями менеджеров и оценивать обоснованность их доводов. Следует помнить, что акционерам нужны менеджеры, понимающие, что корпорация - это творение и собственность акционеров. Руководители высшего звена должны проявлять скромность, признавая, что являются только наемными работниками акционеров. При этом директора выступают в роли доверительных управляющих и по закону обязаны действовать исключительно от имени владельцев бизнеса. 

Акционеры 

Акционеры должны принимать участие в управлении компаниями, в которые они вкладывают средства, но многие из них этого не делают: «Общеизвестно, что типичный американский акционер - самое послушное и безучастное существо из всех, живущих в неволе. Он исполняет все указания совета директоров и никогда не помышляет о защите своих собственных прав в качестве владельца бизнеса и работодателя менеджеров, которым платит деньги. В результате фактический контроль многих, а возможно, и большинства крупных американских корпораций осуществляется не теми, кто владеет большинством акций, а узким кругом лиц, именуемых "менеджментом". Здесь нам хотелось бы добавить, что с момента написания этих строк многое изменилось к лучшему. К сожалению, улучшения не столь велики, как хотелось бы: послушных акционеров по-прежнему предостаточно. 

Будучи акционером, Грэхем стремился работать на благо всех других акционеров. В конце 1920-х гг. он впервые попробовал воспользоваться своим правом владельца для изменения политики компании. Его фонду принадлежали акции компании Northern Pipeline, цена которых составляла всего $65 за акцию, а выплачиваемые дивиденды - $6. Кроме того, денежные средства компании составляли $95 на акцию, причем эти средства могли быть почти полностью распределены между акционерам без ущерба для бизнеса. Это сулило стать выгодной сделкой! Проведя разумную покупку акций Northern Pipeline и получив поддержку со стороны большинства акционеров, Грэхем заставил недовольного президента и совет директоров компании распределить средства между акционерами. Это произошло вопреки ожиданиям «зубров» с Уолл-стрит, большинство из которых полагало, что акционеры просто не способны оказать такое влияние на компанию.