Сага о сапогах
Мечта каждого русского крестьянина были кожаные сапоги. «Сапоги для мужика были самый
соблазнительный предмет… Некакая другая часть мужского костюма не пользуется такой большой
симпатией, как именно сапоги», - писал в 1883 году в рассказе «Бойцы» Мамин-Сибиряк.
Деревенские сапоги шили из простой черной кожи; подошвы подшивали «варными нитками». В
Костромской губернии, например, «сабоги» (так их здесь называли) тачали на прямой колодке:
левый сапог от правого не отличался. Сапоги, сшитые на «косой» колодке, старики не носили,
почитая это за великий грех. Запретными для них были и сапоги на гвоздях- ведь «в таких сапогах
скоморохи плясали». Ни под каким видом нельзя было надеть в здешних деревнях сапоги с
подковами на каблуках: «кони кованы бывают, а мы- люди».
Примерно к 1890-м годам сапожники стали подбирать подошвы берёзовыми гвоздями.
Дорогие сапоги обязательно должны были быть «с набором»- от пяти до девяти морщин на
сапоге. Голенища шили круглыми, шести- и восьми- гранными, а сверх морщин полагались
лаковые «бураки». Любимый фасон был- высокие каблуки и тупой нос.
Сапоги носили по несколько лет, а заказывали, как правило, к женитьбе с двумя парами кожаных
галош и надевали в праздники. Над бедными заказчиками богачи и да сами сапожники
потешались: «Сапоги с галошами, а на дворе нет лошади».
Состоятельные крестьяне, купцы носили также боты и полуботы. Купеческие боты шили на на
енотовой или суконной подкладке, верх для красоты обшивали и прострачивали.
А сапоги бутылками? Без них просто немыслим облик купца третьей гильдии 1870-1890-х годов,
каким его описал тот же Мамин-Сибиряк: в спинжаке, ситцевой рубахе и глухом жилете, по
которому «распущена толстая серебряная цепочка….»
Нельзя обойти молчанием и смазные сапоги, а которые были обуты купцы, мещане, рабочий люд,
крестьяне (из тех, кто покрепче). Тачали их из юфти («смазного товара»), мездрой внутрь, и
смазывали чистым дёгтем или ворванью