Найти тему
Поместье Медиа

Брошенка - пережиток или реальность?

В творчестве Элены Ферранте, автора «Неаполитанского квартета» всегда присутствует некая «бедняжка» - брошенная жена из воспоминаний детства, страдающая разведенная с детьми. Она мучается, сквернословит от переполняющей ее злости, пьёт, перестает следить за собой. В результате все от неё отворачиваются, она становится изгоем по собственной вине. И погибает.

С этим образом мы не единожды встречаемся в «Моей гениальной подруге»: Мелина, вдова, брошенная любовником, сходит с ума, а заносчивая молодая Джильола, в четвертой книге квартета покинута мужем, и уничтожена алкоголем.

Обе женщины гибнут, одна кончает с собой, вторую находят мёртвой. Каждая из них успела надоесть своей мрачной многолетней истерией всему кварталу.

Образ матери семейства, оставленной мужем, является основным и в новом романе итальянки - «Дни одиночества».
Образ матери семейства, оставленной мужем, является основным и в новом романе итальянки - «Дни одиночества».

Элена Ферранте, со свойственной ей точностью, описывает все стадии мук, на которые обречена героиня. Маленькой девочкой она следит за историей соседки, от которой ушёл муж.

«Слушая взрослые разговоры, я, не зная почему, представляла себе, как ради любви к своему мужу бедняжка распласталась на лезвии меча, а его острие, порвав платье, вонзилось ей в кожу».

А когда взрослеет, попадает в ту же ситуацию, ее история выступает как продолжение судьбы «бедняжки», будто та кочует из поколения в поколение, не сходя со сцены театра жизни. Словно без этого персонажа спектакль не состоится. Несчастная «брошенка» перебирается из детских воспоминаний Неаполя прямиком в современный Турин.

«Она-то знала, как я хотела залить мужа слезами холодной испарины и крови и прокричать: «Останься!»»

Это не выглядит современно. Кажется, мы далеко ушли от открытых жалоб на то, что нам изменили, нами пренебрегли, от глубоких публичных страданий по потерянному супружеству. Канули в Лету подруги, несчастные навеки от того, что их бросил долговременный партнер. Это в прошлом они приходили изливать душу, напивались на нашей кухне, изводя наших мужей и детей постоянным присутствием, бесконечно перебирали моменты прошлого, сравнивали себя с новой подругой своего любимого-бывшего, и искали, в чем провинились. 

«Она причитала, что из-за детей она пропахла материнством и в этом ее беда; из-за них ее бросил муж».

Хотя провинились они лишь тем, что родили детей и постарели.

«Марио воображал, что Карла - его будущее, а на самом деле он хотел вернуться назад, в прошлое. В то время, которое я подарила ему в юности и по которому он скучал. Заботясь о Марио и детях, я ждала момента, который так никогда и не наступил, момента, когда я вернусь к себе прежней, к той, что существовала до беременностей, - молодой, стройной, энергичной, с нахальной верой в собственную незаурядную судьбу».

Принято считать, что в наше легкое время упростившихся отношений такие женщины первым делом худеют, потом делают ринопластику, меняют цвет волос и гардероб, а затем регистрируются на сайте знакомств в поисках новых отношений. Но так ли это?

Разводы в Италии были запрещены до 1970-го года. И на юге страны до сих пор считаются позором.
Разводы в Италии были запрещены до 1970-го года. И на юге страны до сих пор считаются позором.

Многие предпочитают раздельное проживание. А по новому закону, если подавшие на развод общаются и встречаются, (соседи активно докладывают об этом), то суд вправе отказать в разводе на этом основании. Представляете меру участия соседей, которые могут помешать супругам расстаться? 

«Дни Одиночества» - роман одновременно о прошлом и о настоящем. Кроме детального анализа переживаний страдающей женщины, он рождает ностальгию по прошлому, по миру, в котором выходили замуж на всю жизнь, растили детей в традиционном окружении, делили обязанности на мужские и женские. 

Да, тот мир бывал примитивно жесток к тем, кто по воле супруга оказывался сброшен с поезда под названием «счастливый брак». У одиноких женщин с детьми редко оставался шанс выйти замуж или наладить личную жизнь. 

Они не подходили для нового брака, увядшие, располневшие, уставшие от домашней работы, обремененные постоянной заботой о подрастающих детях. Они проигрывали молодым и незамужним девушкам. Даже названия этому положению дискриминировали образ одинокой матери с детьми: "разведенка", "брошенка", "мать-одиночка". 

«Кому ты нужна со своим довеском?» - интересовались у них потенциальные свекрови, окончательно загоняя в угол.

Но, в то же время, тот мир - был миром чувств. Где страдать позволялось, где мужчины уходили к другим женщинам, а не ныряли с головой в компьютерные игры. Где предложение пожениться звучало не глуповатой пародией на романтические истории кино, не приглашением на главную роль в шоу под названием «свадьба», а предполагало «быть вместе в горе и радости», «пока смерть не разлучит». И нарушение обязательств вело не к стиранию лав стори в соцсетях, и удалению общих друзей из фейсбук, а к душераздирающему краху личной и общественной жизни.

Роман «Дни одиночества» не только прекрасно написан, но и не затянут, его можно прочесть за пару летних вечеров в гамаке.

Он очевидно перекликается с романом «Фамильный узел» Доменико Старноне (издан в прошлом году, "Поместье" включило книгу в обзор "Нужны ли мужчинам дети?"). Писатель, по слухам, является мужем Ферранте. Тема та же, похоже, что и семья та же. Только у Ферранте рассказ ведется от лица брошенной жены, а у Старноне от лица загулявшего мужа. Поскольку действие происходит в Италии, страсти разгораются нешуточные - эмоции бурлят в котле разрушенной семейной идиллии, бьются тарелки и бокалы, отправляя осколки в любимые котлеты изменника, рвутся старые и возникают новые любовные связи.

Читать можно вместе, один за другим - это позволит сравнить чувства героев - супругов и писателей. Еще интересно читать совместно с мужем. И проанализировать триггеры. Приятного летнего чтения и, как говорила мать Кендарат в романе Марии Семеновой «Волкодав»:

«Да правит миром любовь!»

Анастасия Розанова