Считанные сорочки
Туника на много веков пережила своих римских владельцев. Но только к 10 веку появляются
первые признаки ее превращения в рубаху.
Но и тогда ее ещё не связывали с гигиеной тела, зато наделяли религиозной символикой. Грубые
рубахи христиане надевали в дни покаяния, смирения. Римской империи Генрих 4, попытавшийся
было противопоставить свою, светскую, власть власти папы римского и потерпевший поражение,
явился в Каноссу, чтобы вымолить свою, прощение у главы католической церкви.
Средневековый быт с его идеалом человека-аскета, отказывавшегося от радостей земной жизни,
не побуждал к поддержанию культа рубахи- с 13 по 14 век она как будто исчезнет из рыцарского
быта. Но эта «безрубашечная» мода миновала народные массы – туника из грубого холста
выручала крестьянина и горожанина в их трудовой повседневности. Феодалы же не забыли
напоминать простому люду, что тунику надо кроить короче платья, дабы, как сказано в
«Королевском зеркале» (то есть регламенте) 1250 года, «дворовый человек не украшал себя
пенькой и льном».
Бургунцы, в 15 веке ставшие законодателями моды для всей Европы, использовали
«декоративные» свойства рубахи: она просматривались у шеи, в разрезах рукавов, на груди и на
спине. Но такая рубаха из тончайшей льняной ткани была доступна не каждому.
Нижняя же рубаха ещё и 16 веке большая редкость. Даже знатные дамы имели по одной рубахе.
Если сорочка была в стирке, то ее обладательнице ничего не оставалось, как ждать в постели. Из
инвентарный (описей имущества) того времени известно, что и царствующие дамы не могли
похвастаться изобилием нижнего белья. Впрочем, тут надо сделать скидку на время, на тогдашние
представления о личной гигиене, на общий низкий уровень производства и т.д. Нижнее белье
было ещё модным аксессуаром, а не обиходной вещью. Поэтому особую заботу проявляли о
качестве материала, из которого это белье шили.
В народе же рубаха чаще всего была и домашней и выходной одеждой одновременно.
Некоторые литературные источники говорят, что 16 век подарил миру ночную рубаху. До этого
ложились спать нагишом. Родиной ее считают Германию периода Реформации. «Новинка»,
однако, ещё мало отличалась от рубахи, что носили днём, была только шире и длиннее. Кстати,
тогда же в дворянский и бюргерский быт вошёл ночной колпак.