Найти тему
Кризис Вкуса

У хулиганов тоже есть сердце: любовная трилогия Guns N' Roses

Оглавление

Предыстория

1991-ый год для всех любителей рок-музыки ознаменовался буквально-таки пиршеством разнообразных новинок. Чего стоят только знаменитый "черный" альбом от "Металлики" и лебединая песнь Фредди Меркьюри на пластинке "Innuendo" в исполнении Queen.
Однако даже на фоне таких крупных игроков "пушечные" ребята из Калифорнии сумели выделиться. 17 сентября 1991-го года мир увидел релиз сразу двух альбомов от Guns N' Roses.

"Use Your Illusion I" и "Use Your Illusion II" стали воплощением качества хард-рок звучания, в свете развития множества других жанров постепенно уходящего на второй план. Оба альбома изобилуют смелыми композиционными решениями и претенциозным лирическим подходом в создании песен.

Одной из центральных тем обоих альбомов стала любовь, проблематика которой занимает особое место в душе каждого человека. Наше счастье, что множество писателей и музыкантов создавали, создают и будут создавать несчётное количество произведений, позволяющих взглянуть на человеческие взаимоотношения через призму интересных образов, фантастических персонажей, или же серой и непреклонной реальности, разбивающей в пух и прах любые фантазии. Мы перенимаем опыт других людей, проецируя на себя его аспекты, так или иначе перекликающиеся с событиями наших жизней.

Но вернёмся к любви, великой и ужасной. Песни "Don't Cry" ("Use Your Illusion I"), "November Rain" ("Use Your Illusion I") и "Estranged" ("Use Your Illusion II") концептуально связаны между собой и рассказывают нам историю человека обременённого тяготами любовных отношений, ставших для него настоящим испытанием.

Особого внимания заслуживает то, насколько цельными и кинематографичными оказались видеоклипы на каждую из трёх композиций. Срежиссированные Энди Мораханом, видеоработы имеют общий стиль съёмки и повествования, что объясняет связь трёх песен. Говоря об этих работах, не лишним будет упомянуть, что видеоклип на "November Rain", загруженный на официальный ютуб-канал "Guns N' Roses" 25 декабря 2009 года, на момент написания статьи (17 июня 2020 года) имеет свыше 1млрд и 300млн просмотров. В свою очередь клип на "Estranged" на момент своего выхода в 1993 году стал самым дорогим по затратам на производство — 4 млн долларов.

Авторство "Don't Cry" разделили между собой гитарист группы Иззи Стрэдлин и вокалист Эксл Роуз. Что примечательно, идея написания этой песни зародилась в умах музыкантов в момент их обоюдной влюблённости в одну девушку. Данное положение дел могло отрицательно сказаться на их дружеских отношениях. Девушка сказала Экслу, что не может и дальше поддерживать общение с ним, после чего тот заплакал. Она начала утешать его и обронила: "Не плачь". Позже Эксл рассказал об этом Изии. Позднее тот расстался с девушкой, после чего парни решили написать эту песню.

Что касается двух других композиций, написаны они были уже непосредственно Роузом, вдохновляющимся опытом собственных любовных отношений.

Я намерен по отдельности разобрать каждую из трёх композиций, подробно останавливаясь на тех моментах, что, на мой взгляд, имеют особое значение для построения композиции, а затем осветить моменты, превращающие их в целостную любовную историю.
Ну что ж, начнём.

Здесь и далее — кадры из клипов на композиции
Здесь и далее — кадры из клипов на композиции

Don't Cry

"Talk to me softly, there's something in your eyes
Don't hang your head in sorrow and please don't cry
I know how you feel inside, I've, I've been there before
Something is changing inside you and don't you know?"

Композиция начинается с обращения лирического героя, от лица которого ведётся повествование, к девушке. Обращение это содержит в себе просьбу выйти с ним на контакт, ведь он чувствует — что-то не так: это видно по её глазам — в них что-то сокрыто, быть может, некая пустота и отрешённость.

Герой знает, каково это, ведь он сам был в похожем состоянии раньше. Однако этого понимания мало, внутри неё что-то меняется, разве она не осознаёт этого (задаётся вопросом сам герой)? Он призывает девушку не поддаваться печали и просит её не плакать, что перекликается с припевом песни.

"Don't you cry tonight, I still love you, baby
And don't you cry tonight
Don't you cry tonight, there's a heaven above you, baby
And don't you cry tonight"

Сам припев является отсылкой на тот самый случай, связанный с подругой Иззи Стрэдлина, утешавшей Эксла и призывавшей того не плакать, что становится весьма примечательным и выстраивается в параллель с припевом песни, в котором герой так же просит девушку не плакать.

"Give me a whisper and give me a sigh
Give me a kiss before you tell me goodbye
Don't you take it so hard now and please don't take it so bad
I'll still be thinking of you and the times we had, baby"

Становится очевидно, что расставания не избежать — выбор сделан, он просит, чтобы она не переживала и не страдала. Одно желание — получить прощальный поцелуй. Он будет думать о ней, о тех временах, когда они были вместе.

"And please remember that I never lied, oh
And please remember how I felt inside now, honey
You gotta make it your own way but you'll be alright now, sugar
You'll feel better tomorrow, come the morning light now, baby"

Третий куплет окончательно убеждает слушателя в том, что пути
возлюбленных расходятся. Он всегда был честен с ней и просит не забывать об этом. Герой верит, что в дальнейшем её ждёт покой и смирение, с ним или без него.

Песня заканчивается немного видоизменённым припевом, подводящим итог этой небольшой истории, которая, как мы уже знаем, выступает в роли завязки для более масштабного рассказа. Для него и для неё отныне все будет по-другому. Но пересекутся ли их пути в будущем?

-3

November Rain

"When I look into your eyes
I can see a love restrained
But, darlin', when I hold you
Don't you know I feel the same? Yeah..."

С первых строк песни повествование обретает серьёзный и довольно мрачный эмоциональный окрас. Неназванный герой, с которым отождествляет себя автор текста, призывает свою женщину не сдерживать чувства. Она делает это, вероятно, потому, что ранее уже обжигалась. Он говорит, что понимает её, потому как сам испытывает то же самое. Они охладели друг к другу, их чувства утратили остроту и не имеют отныне былых красок.

" 'Cause nothin' lasts forever
And we both know hearts can change
And it's hard to hold a candle
In the cold November rain"

"Ноябрьский дождь" — это метафора на холодную, суровую реальность пребывания в одиночестве. Сам "дождь" в данном случае — слёзы.
И наша пара имеет два пути: смириться и жить со своими романтическими недостатками, либо вести жизнь, полную взаимного недоверия, сродни прогулке в холодный дождливый ноябрьский день (холодные чувства под аккомпанемент слёз).

Кроме того, оборот "ноябрьский дождь" можно трактовать как трудный период в отношениях или жизни, поэтому, если герой останется один, не имея рядом того, кто ходил бы с ним под "дождём", он все равно столкнется с теми же трудными временами, но уже в одиночку.

"We've been through this such a long, long time
Just tryna (tryin') to kill the pain, ooh yeah
But lovers always come and lovers always go
An no one's really sure who's lettin' go today, walkin' away
If we could take the time to lay it on the line
I could rest my head, just knowin' that you were mine, all mine"

Сильнейший лирический момент: они должны быть честны друг с другом, если собираются сохранить отношения, иначе герой, от имени которого вещает сам Роуз, никогда не будет доволен. Лишь посредством откровенного диалога они могут спасти отношения.

"Do you need some time ... on your own?
Do you need some time ... all alone?"

Герой предлагает своей девушке некоторое время провести отдельно друг от друга, чтобы они могли разобраться в природе своих чувств. Он делает это, чтобы выяснить, действительно ли она любит его. Если любит — будет скучать. Если же нет, ответ прост — они не предназначены друг для друга и должны расстаться. В конечном итоге это перестанет причинять так много боли, и они смогут двигаться дальше, чтобы быть счастливыми уже друг без друга.

"Ooh, everybody needs some time ... on their own
Ooh, don't you know you need some time...all alone?"

Далее Эксл обобщает тот факт, что пребывание врозь в течение некоторого времени — нормальная практика, свойственная некоторым отношениям.

"I know it's hard to keep an open heart
When even friends seem out to harm you
But if you could heal a broken heart
Wouldn't time be out to charm you, woah-woah"

Роуз говорит о том, что если вы вложите свою любовь в кого-то и тем самым исцелите его прошлые сердечные боли, время докажет, что это вложение было достойным, потому что теперь вы приобрели кого-то, кто будет любить вас в ответ.

"So, never mind the darkness
We still can find a way
'Cause nothin' lasts forever
Even cold November rain"

И очередная метафора на "ноябрьский дождь", который не может длиться вечно. Даже если темнота (обозначение невзгод) может угрожать любви пары, все равно можно найти выход из тени. Неприятности не длятся вечно, всегда можно преодолеть эти трудные времена и жить счастливой жизнью. Главное — найти решение.

-4

Сразу после энергичного гитарного соло в исполнении Слэша композиция берёт высокий темп и завершается куплетом, зацикливающим мысль о том, что каждый из нас в ком-то нуждается:

"Don't ya think that you need somebody?
Don't ya think that you need someone?
Everybody needs somebody
You're not the only one, you're not the only one
Don't ya think that you need somebody?
Don't ya think that you need someone?
Everybody needs somebody
You're not the only one, you're not the only one
Don't ya think that you need somebody?
Don't ya think that you need someone?
Everybody needs somebody
You're not the only one, you're not the only one
Don't ya think that you need somebody?
Don't ya think that you need someone?
Everybody needs somebody"
-5

В этот момент в музыкальном клипе для "November Rain" женский персонаж совершает самоубийство. Эксл говорит, что всё это весьма иронично. Когда они были вместе, она хотела побыть наедине; но теперь она выбирает лёгкий путь, вместо того чтобы попытаться решить свои проблемы (с ним или без него).

В душе героя, потерявшего возлюбленную, эти события вызывают глубокую тоску и сильнейшее разочарование. Клип на композицию демонстрирует нам Эксла, грустного и промокшего. "Ноябрьский дождь" перерастает в ливень.

-6

Estranged

Заключительная часть трилогии. Стоит отметить, что в ходе записи всех трёх композиций Мэтт Сорум проигрывает практически идентичные барабанные партии, что подчёркивает их (песен) общую тональность.
Сам Сорум подтверждает, что это было сделано намерено. "Это была моя роль в связывании песен вместе, чтобы превратить их в единый голос (прим. голос музыки)", — поведал Мэтт.

Эксл Роуз считает эту песню наиболее близкой для себя, называя её своей "малышкой". "November Rain" — это песня о том, каково это, иметь дело с безответной любовью. "Estranged" — признание этого факта, того, что он есть, о необходимости понять, что, черт возьми, с этим делать... я написал песню в основном о том, кто я и что я чувствую, о своих мыслях и эмоциях после разрыва моего брака с Эрин (прим. бывшая жена Эксла, с которой связаны его экзистенциальные метания во время создания "Use Your Illusion I" и "Use Your Illusion II") и о том, как я не хотел, чтобы он всё-таки не распался. Но её посыл применим также и ко многим другим ситуациям, которые возникают в любовных или дружеских отношениях. Тем ситуациям, когда вы понимаете, что это более не может продолжаться, — говорил вокалист.

"When you're talkin' to yourself
And nobody's home
You can fool yourself,
You came in this world alone
(Alone)"

Разговор с самим собой можно отнести к акту философствования, осуществляемому одним человеком; однако, как известно, большей объективности можно добиться лишь путём обсуждения своих проблем и путей их решения с живым человеком (или группой людей), который сможет обеспечить иной взгляд на твои теории и воззрения.

Когда вы начинаете анализировать ту или иную ситуацию самостоятельно, велика вероятность занять предвзятую позицию, основанную на ваших собственных чувствах. Например, когда вы влюблены, ваши мысли мысли относительно человека будут подвержены вашей собственной интерпретации фактов, далеко не всегда объективной. Вы не видите картины целиком, дабы обратить внимание на все возможные варианты.

-7

Когда тебя одолевает чувство потери, особенно если ты полностью (как тебе думается) зависел от человека, легко забыть о том, что в этот мир ты пришёл совершенно один. Ты жил и взрослел в состоянии счастья и гармонии, как личность. В этот мир мы приходим одиночками, но самый большой страх состоит в том, чтобы одиночкой по итогу и остаться.

"Old at heart but, I'm only twenty eight (28)
And I'm much too young to let love break my heart
Young at heart, but it's getting much too late
To find ourselves so far apart"

Эксл говорит о том, что он молод телом, но стар душой. Во время создания обоих "Use Your Illusion" ему было 28, но тексты полны ясности и мудрости (не говоря уже о пресыщенном цинизме), словно он гораздо старше внутри, чем выглядит снаружи.

Он слишком молод для того, чтобы позволить любви разбить его сердце. Впереди долгая жизнь, у него есть причина верить, что он ещё встретит нужного человека. И для тех, кто стар душой, это весьма иронично. В своей жизни они стремятся к чему-то более значимому, чем любовь, но реальность такова, что по итогу им не достаёт опыта в сердечных делах. Следовательно, когда дело доходит до любви, они оказываются в более уязвимом положении. Роуз олицетворяет себя с такими людьми. Он циничен, но уязвим.

Но хоть герой и стар душой, телом он достаточно молод и всё ещё лёгок на подъём, когда дело касается влюбленности. Он достаточно мудр, чтобы понять: отношения не способны выжить, если вы достаточно долго дрейфуете по жизни в отдалении друг от друга.
Эксл уже пел о том, как любовь способна возвращать вкус к жизни, пробуждая детские воспоминания и чувства ("Sweet Child O' Mine"), но разлука с любимой — совсем другое дело, выступающая травмирующим напоминанием о том, насколько горькой может быть взрослая жизнь.

"I don't know how you're s'posed to find me lately
An' what more could you ask from me, yay?
How could you say that I never needed you?
When you took everythin', said you took everythin' from me
Hey, yeah"

Он говорит, что даёт ей свободу — всё, на что он способен в данную минуту. Герой хочет, чтобы девушка поняла — она является всем для него и уходя, она это забирает.

"Young at heart, an' it gets so hard to wait
When no one I know can seem to help me now
Old at heart, but I musn't hesitate
If I'm to find my own way out"

Несмотря на мудрость, герой понимает, что не сможет ждать нового человека слишком долго. В этот момент в клипе на композицию можно заметить, что даже друзья не могут ему помочь. Он измучен и должен выбраться из тягостной колеи, в которую попал.

"Still talkin' to myself and nobody's home
(Alone)"

Он пришёл к тому, с чего начал. Герой снова сидит дома, разговаривая с самим собой в полнейшем одиночестве. Он знает, что должен двигаться дальше, но знать что-то и делать это на самом деле — совершенно разные вещи.

-8
"When I find out all the reasons
Maybe I'll find another way, find another day
...
An' you don't talk so loud an' you don't walk so proud
Anymore, and what for?"

Узнав о том, почему она ушла от него, он надеется использовать это знание для того, чтобы стать лучше и жить дальше. Он понимает, что прежние слова уже не звучат так громко, они уже не выглядят так гордо. И ради чего всё это?

Как уже говорилось ранее, Эксл Роуз написал "Estranged" для того, чтобы выразить свои чувства после расставания с Эрин Эверли: глубину сожаления и тяжесть печали, связанных с расставанием.

-9
"Well, I jumped into the river too many times to make it home
I'm out here on my own an' driftin' all alone
If it doesn't show, give it time to read between the lines"

В клипе на композицию демонстрируется момент прыжка Эксла в воду. Этот прыжок — попытка заглушить печаль, утопив её. Герой говорит, что он уже много раз проходил через это, снова и снова оказываясь дома, наедине с собой. Ему нужно время, чтобы понять тщетность своих действий (прочитать между строк).

" 'Cause I see the storm is gettin' closer
An' the waves, they get so high
Seems everythin' we've ever known's here
Why must it drift away and die?"

Каждый раз его накрывают волны воспоминаний о том, что они пережили и когда-либо создали. Этот шторм с каждым разом становится всё сильнее. Почему же он должен забыть обо всём, через что они вместе прошли?

-10

Перед финальным куплетом мы слышим пронзительное гитарное соло, которое, возможно, олицетворяет то примирение, к которому приходит герой. Слэш поднимается из воды, символизируя этим приход героя к осознанию.

" I'll never find anyone to replace you
Guess I'll have to make it through this time, woah, this time
Without you
I knew the storm was gettin' closer
And all my friends said I was high
But everythin' we've ever known's here
I never wanted it to die"

Он признаёт этот разрыв и приходит к осознанию того, что никогда не сможет заменить её. Он всё переживет, но уже без неё. Тот шторм, что с каждым разом накрывает героя, особо дорог ему. Он не хочет, чтобы воспоминания о том, что их объединяет, когда-либо покинули его.

Связь

Guns N' Roses рассказывают нам историю о глубокой печали, нежелании мириться с переменами, о том, насколько мощной силой обладает любовь. Она может как оживлять безнадёжных мертвецов, так и умертвлять самых что ни на есть живучих. Она — наш дар, наше проклятие.

Если же говорить о композициях, перед слушателем предстаёт тяжелая баллада, состоящая из трёх частей. Как мне видится, "Don't Cry" — олицетворение нежелания мириться с грядущими переменами, "November Rain" — осознание этих перемен, а "Estranged" — их принятие.
Эта поучительная история, повествующая о важности людей друг для друга и необходимости диалога между ними, о том, как непостоянны условия вокруг и важности умения к ним приспособиться.

Если любишь — отпусти. Крайне банально, но чертовски верно. А ведь никто из нас до конца не отпускает то, что когда-то любил. Наш нравственный долг состоит в том, чтобы встать на ноги и найти силы для того, чтобы стать лучше. Жить дальше, оправившись от последствий "ноябрьского дождя".

Заключение

Guns N' Roses — поистине удивительный музыкальный коллектив. Хулиганы от мира хард-рока создали нечто выдающееся, достойное отдельной экранизации (чем отчасти стали клипы на композиции). Калифорнийской группе удалось раскрыть довольно меланхоличную тему, не отстраняясь при этом от духа рок-н-ролла. Подобное, как мне кажется, стоит ценить и уважать.

Для полноты картины советую ознакомиться с видеоработами, посвящёнными разбираемым песням. Визуальное изображение истории добавляет ей образности, крайне важной для произведений подобного толка.

Спасибо за внимание и удачи на личном фронте!