Недавно перечитывал «Преступление и наказание». Наверное, раз в третий в своей жизни. Сначала в школе, потом в вузе, теперь вот просто решил обновить ее в памяти. И я думаю, что Достоевского не просто так нарекли гением и мастером психологической драмы. Ведь, возможно, ничего из того, что было представлено на страницах романа, в самом произведении так и не воплотилось в реальность, а Раскольников не убивал старуху-процентщицу. Что же тогда там произошло? Вот моя теория.
Кто такой Раскольников?
Если вы помните, то это бедный студент, одержимый различного рода философскими идеями. Но все те описания, которые дает Достоевский, описывая идущего на преступление молодого человека, вообще создают впечатления, что все мероприятие должно быть абсолютно провальным. Так, может, преступление существует только в голове самого героя?
После свершенного дела, Раскольников впадает в горячку, лежит несколько дней в бреду в своей маленькой каморке. А если представить, что он и лежал там все это время, а все происходящее – не более чем разыгравшееся воображение больного. Тем более, что медицина в то время была не самого высокого уровня, а денег у несчастного студента на хорошего порядочного врача не нашлось. Вот он и оставлен умирать в тесной каморке, пытаясь решить последний вопрос – божественный.
Наивность Порфирия Петровича
Персонаж, который первые два раза моего чтения всегда вызывал недоумение и какой-то испанский стыд. Зачем он себя так ведет? Почему сюсюкает с главным подозреваемым? Все эти психологические игры не похожи на те методы, которыми пользовалась полиция 19 века. Порфирий Петрович легко ходит к преступнику, ведет с ним всякие беседы, напоминающие тестирование ментальных трюков.
Это и натолкнуло меня на мысль, что его, как и других персонажей, не существует. Порфирий является антагонистом Раскольникова, призывая его покаяться и двигать на светлую сторону силы. То есть это что-то вроде внутреннего голоса веры, которым также может являться и Соня Мармеладова, вынудившая главного героя открыть всем свой тяжкий грех.
Двойники Раскольникова
Есть еще одна тема, которая красной линией проходит через все произведение – двойники-антагонисты главного героя. Это и студент Разумихин, и противный жених сестры Раскольникова Лужин, и коварный обольститель Свидригайлов, собирающийся в Америку. Со всеми этими персонажами у главного героя намечается конфликт, который очень просто объясняется.
Все они – внутренние демоны, с которыми пытается расправиться Раскольников, пока бьется в смертельной агонии на своей кровати. Они олицетворяют все то, что ему ненавистно, но вместе с тем все то, что живет в нем самом. Избавляясь от них, герой медленно, но верно, идет к свету.
Каторга и Соня Мармеладова
Как мы помним, Соня Мармеладова поехала с героем на каторгу, дабы помочь ему пережить это тяжелое время. Как мне кажется, каторга – олицетворяет ад, но из которого вполне возможно выбиться в рай. Нужно только искупить свою вину. То есть, в финале Достоевский прямо говорит, куда, как и любой грешник, попал после смерти Раскольников.
На его счастье, с ним остается его внутренний голос, не дающий свернуть с верного пути. Сама же Соня Мармеладова, скорее всего, в жизни Раскольникова была. Я думаю, что он даже мог провести с этой девушкой ночь. И какие-то приятные воспоминания заставили его превратить ее образ в олицетворение света и праведности.
Как вы считаете, обоснована моя теория или нет? Делитесь мнением в комментариях!