Найти тему

Пришельцы из прошлого/Эмигранты/Beforeigners (2019, Норвегия)

В современную Норвегию неожиданно начинают массово прибывать люди из прошлого. И Эрдоган на этот раз ни при чем.

Мент и викинг - друзья навек
Мент и викинг - друзья навек

Я не поклонник скандинавского кино. Хотя знаю, что многие от него в восторге. Но я, видимо, недостаточно северный человек, чтобы проникнуться этими тусклыми красками, вечной зябкостью во всем, включая отношения между людьми и нордическим замкнуто-отстраненным менталитетом скандинавов. Но так получилось, что за последнее время это уже третий норвежский сериал, который я посмотрел. (Про Лиллехаммер и Алиби расскажу как-нибудь в другой раз). И не могу сказать, что пожалел.

В общем, в море что-то сверкнуло, и из него на берег, в чешуе как жар горя, полезли тридцать три богатыря. Вернее, не то чтобы полезли, а совсем наоборот - начали орать что-то невнятное на неведомом языке и цепляться за лодку, умоляя спасти. Вытащили, вызвали переводчика с исландского, решив, что это именно исландцы. А чо - грязные, волосатые, бородатые, воняют страшно и орут не по нашенски. Ясен пень - исландцы. Но переводчик послушал-послушал, и говорит человеческим голосом - братва, это не исландцы, они на старом норвежском гуторят, фигня какая-то. А в море тем временем опять что-то сверкнуло и опять кто-то лезет, только уже совсем мычат. Принимал их полицейский Ларс Харолд, примерный семьянин с глазами кота из Шрека.

-Ихбырдыгштр! - Чо? - Спасите, говорю! Черт нерусский!
-Ихбырдыгштр! - Чо? - Спасите, говорю! Черт нерусский!

Так в Норвегию прибыли первые эмигранты из прошлого. Ну, вроде не только в Норвегию, по всему миру такая фигня, но в кино только про Норвегию.

И понеслась. Лезут и лезут, чуть не каждый день. Люди из эпохи викингов, пещерные троглодиты и джентльмены из Христиании 19 века. Речь не о коммуне хипарей в Копенгагене. Это Осло так называлось раньше.

В общем, реальная проблема. Не успели от сирийцев, ливанцев, иракезов и прочих афганцев отбиться, а тут новая напасть. И, главное, жопа в чем - они ж местные! И обратно их не отправишь - не работает канал в другую сторону. В общем, надо как-то социализировать понаехалов.

А социализироваться не все хотят. Кто-то курсы адаптации проходит и устраивается тут на работу. Кто-то организовывает свой чайнатаун и живет, как привык. А кто и криминалом занялся. Викинг же по идее просто бандит-налетчик по своей сути. В общем, все как в городе Париже с его 13-м районом. Ничего нового, эмигранты же.

коренные норвежцы в скверу, где детские грибочки. Прямо рядом с полицией
коренные норвежцы в скверу, где детские грибочки. Прямо рядом с полицией

Старые привычки уходят с большим трудом. Если ты троглодит, то это навсегда.

Чо? Какая лицензия на охоту? Что-то вы меня угнетаете, как я посмотрю
Чо? Какая лицензия на охоту? Что-то вы меня угнетаете, как я посмотрю

По прошествии десяти лет ничего не поменялось. Эмигранты лезут, народ протестует, кричит "Норвегия для норвежцев!" Понаприплывшие не возражают - они же понорвегистей нынешних норвежцев будут. Жена Ларса ушла к джентльмену из 19 века, Ларс заделался торчком и принимает капли, которыми лечат понаехалов. В общем, тоска и фьорды.

Это присказка. Сказка начинается, когда на работу в полицию приходит новенькая, чье имя без литра медовухи не выговорить. Алхильдра Енгинсдоттир еёйное имечко. Никто в отделе даже с третьего раза не может произнести. Но мне проще, я имя из интернета скопипастил. Нюанс в том, что Алхильдра - викинг. Более того - дева-воительница. Правда, воинов в полицию не берут, так что она наврала, что она жена фермера. Да там все такие - пашешь землю, неурожай - хвать меч и пошел разбойничать. Удобно.

Ты имеешь право молчаааать, сука!
Ты имеешь право молчаааать, сука!

Поставили новенькую в напарники нашему инспектору-торчку. Хорошая парочка получилась.

Ларс, а Ларс! Нахрен тебе эта химия? Мухоморы лучше штырят, проверено временем!
Ларс, а Ларс! Нахрен тебе эта химия? Мухоморы лучше штырят, проверено временем!

А тут и первое дело подоспело. Нашли утопленницу из новоприбывших. Или не утопленницу? Или не из новоприбывших? И пошли загадки-разгадки.

Дальше идет детективная линия, описывать которую нельзя, ибо спойлер.

Так что давайте за сам фильм. В нем есть несколько серьезных минусов. Тягучесть - она свойственна всем сканди-сериалам. Но реально, история уложилась бы в две серии, а не в шесть. Второй большой минус - они так ничего толком и не раскрыли. Т.е. вскрыли несколько побочек и двинулись было вперед. А тут хоп - конец сезона. А будет ли второй - неизвестно, данных нет. Хотя финал подсказывает, что там дальше будет интересней.

Но плюсы перевешивают. Во-первых, норвежские актеры реально здорово играют. Голливудские звезды сериалов рядом с ними просто труппа бродячего театра. И это касается всех трех сериалов мейд ин Норвегия, которые я посмотрел. Они не изображают эмоции и не используют штампы. Они все переживают. И делают это отлично. Когда потерявший память Торир-Собака (о нем речь ниже) считает себя бедным мужичком из службы доставки и умоляет не бить его, у него глаза затравленной собачки, и вдруг он вспоминает, что он великий воин. И он... ничего не делает. Никаких гримас, никакой торговли лицом. Что-то неуловимо меняется в его глазах и движениях и, б..ть, он становится по-настоящему страшным. Это потрясающе.

Ты не собачка, Торир! Ты Собака!
Ты не собачка, Торир! Ты Собака!

Единственное - Норвегия маленькая и актеров в ней, видимо, мало. поэтому они всем табором кочуют из фильма в фильм и каждый раз надо привыкать к ним заново и помнить, что это уже другое кино и они играют других людей.

А еще это повод почитать немножко историю викингов. Потому что в фильме хватает реальных исторических личностей. Тот же Торир-Собака - личность легендарная. Его винят в убийстве первого норвежского Святого, Олафа-Толстого. Олаф - креститель норвегов. Для них он что-то вроде нашего князя Владимира. Сказания викингов намекают, что Олаф, спасаясь от бунтовщиков, прятался на Руси и как бы не является незаконным дедушкой самого Ярослава Мудрого, вдув втайне от князя княгине Ирине, бабушке Ярослава.

В целом же фильм - это едкая сатира на засилье нынешней толерантности и нашествие орды нынешних иммигрантов. Там даже репортер стыдливо говорит, что у нас не принято говорить слово на букву Вэ, а бородатых дикарей надо теперь называть что-то вроде прошлонорвежцами. А начальница, выгоняющая Торира с работы, говорит, что "политика нашей фирмы не одобряет сотрудничество с убийцами святых".

Ну и как вишенка на торте - Олаф-Святой, Олаф-Толстый, оказался жив и тоже пришел в этот толерантный мир. Охренел от известия о том, что нынешние попы венчают голубых так, что хлопнулся в обморок.

Известно, что Святой Олаф крестил норвегов не размахивая перед ними цветочками. Как и все норманны того временион привык решать дело убедительными аргументами и меч для него был привычней. И в финале Олаф добывает себе коня и оружие. И ухмыляясь в седую бороду едет в сторону Осло. И похоже, что едет он крестить заблудших заново. Огнем и мечом.

Может, это причина того, что о втором сезоне ничего не слышно? Как-то толерантное общество встретит своего святого, если в руке его будет меч, карающий пороки, которые и есть суть этого общества?

Ой-вэй!

Олаф Толстый несет спасение грязным язычникам
Олаф Толстый несет спасение грязным язычникам