Найти в Дзене
ItRusski

“Полезность бесполезного” Нуччо Ордине как противоядие от варварства

В 2013 году всемирно-известный итальянский ученый Нуччо Ордине, профессор итальянской литературы в Университете Калабрии, известный во всем мире своими работами о Ренессансе и Джордано Бруно, выступил с манифестом “Полезность бесполезного”, который разошелся миллионными тиражами по всему миру. Сегодня его манифест вторично взорвал интернет. “Полезность бесполезного” - книга о том, что обязательный переход на полностью дистанционное обучение грозит не только травматическим разрывом отношений между преподавателями и студентами, но и риском подмены настоящего образования на виртуальную и меркантильную педагогику. В глобализованном мире, где образование рассматривается прежде всего как средство приобретения профессии, а не для обучения свободных и образованных граждан, тревога Нуччо Ордине является законной.Технологии неизбежны в нашей жизни (особенно в экстремальных обстоятельствах). Но думать, однако, что можно обойтись без книги и человеческих отношений между профессорами и студент

В 2013 году всемирно-известный итальянский ученый Нуччо Ордине, профессор итальянской литературы в Университете Калабрии, известный во всем мире своими работами о Ренессансе и Джордано Бруно, выступил с манифестом Полезность бесполезного”, который разошелся миллионными тиражами по всему миру. Сегодня его манифест вторично взорвал интернет.

Полезность бесполезного” - книга о том, что обязательный переход на полностью дистанционное обучение грозит не только травматическим разрывом отношений между преподавателями и студентами, но и риском подмены настоящего образования на виртуальную и меркантильную педагогику.

профессор университета Калабрии Нуччо Ордине
профессор университета Калабрии Нуччо Ордине

В глобализованном мире, где образование рассматривается прежде всего как средство приобретения профессии, а не для обучения свободных и образованных граждан, тревога Нуччо Ордине является законной.Технологии неизбежны в нашей жизни (особенно в экстремальных обстоятельствах). Но думать, однако, что можно обойтись без книги и человеческих отношений между профессорами и студентами - это безумие, считает Нуччо.

Неправда, что чтение в цифровом виде - это то же самое, что чтение в печатном виде (некоторые нейробиологи утверждают, что, хотя текст идентичен, девайс отвлекает и вовсе не облегчает концентрацию).

Так же как неправда то, что быть постоянно подключенным к сети стимулирует человеческие отношения (и виртуальная дружба на Facebook с помощью простой кнопки не приближает, а создает новую форму ужасного одиночества!).

И точно так же неправда, что урок на расстоянии имеет тот же эффект, что и урок в классе: мы забываем, что на протяжении веков знания делились между преподавателями и учениками благодаря прямым контактам, когда профессора, вооруженные страстью и знаниями, должны были суметь соблазнить ученика своим предметом и возбудить в нем любопытство, а потом передать свою страсть к знаниям.

Как этого можно добиться дистанционно? Только на занятиях в классе развиваются те необходимые нейронные связи, та волшебная алхимия, которая позволяет студентам учиться у профессоров, а профессорам учиться у студентов.

 профессор университета Калабрии Нуччо Ордине Презентация книги-манифеста
профессор университета Калабрии Нуччо Ордине Презентация книги-манифеста

“Красота спасет мир”

Мы действительно думаем, что цифровая платформа, компьютер или электронная доска могут изменить жизнь студента? Но уверены ли мы, что утилитаризм “навыков” важнее самого знания? Действительно ли мы убеждены, что встреча в классе с преподавателями должна быть направлена исключительно на стимулирование “индивидуальных навыков” и “умения делать”?

И еще: как оправдать постепенный переход инвестиций от преподавания к инструментам для цифрового обучения? Как можно сокращать зарплату учителям и в то же время выделять значительные ресурсы для машин и компьютеров? Именно во время кризиса мы осознаем разрушительные последствия крупных сокращений бюджета на образование и здравоохранение (два столпа, на которых основывается человеческое достоинство: право на знания и право на здоровье).

Все эти болезненные, но важные темы Нуччо рассматривает в своей книге и бросает вызов не только властям, но и обществу, которое слепо ведется на финансовые гарантии и повсеместную пропаганду. . Во «времена чумы», как мудро вспоминал Альбер Камю, "кажется неизбежным пожертвовать всем на общее благо".

В то время как финансовый мир диктует закон "Волка с Уолл-Стрит" Скорсезе и инсценирует нам брокерский ад, это мое эссе осмеливается говорить о немонетизируемых вещах, таких как чтение, учеба, бескорыстная красота.

Учеба ради удовольствия получить новые знания становится сладкой сказкой, но в своей книге Nuccio Ordine делает ставку на парадокс:

Полезность бесполезного” (так называется книга) как противоядие от варваризации - нарастающего варварства наших дней. Именно из-за этой гражданской напряженности эссе-манифест, опубликованный сначала во Франции Les Belles Lettres, а затем в Италии Bompiani, продан в десятках тысяч экземпляров только в Италии и переведен по всему миру, даже в Корее и Китае.

Новая тема, новые страхи, старые войны.

Я верю в прогресс, в технологии... поэтому не вообще дистанционное образование, а конкретный курс у конкретного "живого" профессора на конкретно подготовленной платформе вполне себе может стать постоянным, если не заменить, то грамотно дополнить. Именно дополнить - думаю, все будет ОК, без паники! Меня больше беспокоят не технологии в жизни, а все нарастающая доминанта массовой культуры.

А как вы считаете, могут ли технологии убить образование?

Хокинг тоже опасался и предупреждал от засилья, только не технологий вообще, а конкретно искусственного интеллекта.

Если вам интересна тема, то в следующей статье я могу дать последнее интервью профессора “Corriere della sera” на эту же тему, потому что книга, вышедшая в 2013 году и переведенная на сотню языков, сейчас во время эпидемии вызвала новую волну протестов в университетском мире, и тема стала вновь актуальной.

Тогда ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Обсудим.

Частично материалы для статьи были взяты в La Repubblica