Найти тему
the_theoretics

Художник должен быть голодным?

Стимулирует ли отсутствие средств к существованию творческие начала?

Тема, конечно, стара как мир, но неисчерпаема. Почему? Потому что творчество что в современном капиталистическом мире, что в мире Средневековья, являлось как благом, так и страшным бременем для людей мыслящих, находящихся в поиске правды жизни.

Не секрет, что с финансированием в творческие направления в нашей стране все не очень-то хорошо. Получше, конечно, чем в начале нулевых, но если мы каждый раз будем оглядываться на то время, то из нынешней ямы никогда и не вылезем. А вылезать нужно. И творческие начала поддерживать нужно, потому что произведения искусства в разрезах истории является показателем жизни.

Не так давно слышал рассказ про мужчину, который вынужден был ходить по квартирам в пригороде Владимира (опять же, конец девяностых) и просить милостыню, потому что остался без работы. Ходил он с ребенком. Приличный мужчина, которого перемололи жернова истории и выплюнули с работы. Творческая личность, руками ничего делать не умеет. Спасайся как можешь. И слезами делу не помочь.

Кстати, сама фраза явилась в свет из детского фильма 74-го года «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» Ролана Быкова. «Артист должен ходить голодным! Но девочка плакать не должна!». Ну и появилась вариация, всем знакомая.

На мой взгляд, ошибочно понимать ее буквально. Голод может быть и сугубо творческим - это желание развиваться, расти над собой в работе. А погоня за благами может свести чистое творчество к ремесленничеству, к показухе. Для кого-то этот вариант - самый подходящий. Стоит на Youtube видосики посмотреть - там этого добра навалом, хотя имеются и замечательные работы, собирающие тысячи лайков (и копеечку, капающую за просмотры).

С другой стороны, если известные сайты, на которых любой желающий может разместить свою прозу и свои стихи (например, proza.ru - там я тоже публикуюсь). Бесплатно, для души. И там, увы, есть немалое количество графоманов, и их работы с огромной натяжкой можно обозвать «творчеством».

Тут уже речь идет о признании. Несмотря на своеобразность дотаций (например, в кинематограф - порой Минкульт финансирует откровенно паршивые фильмы, которые снимают «не случайные люди»), есть вариант пробиться только лишь за счет своего таланта. Я убежден в этом. Потому что издательства проводят конкурсы, другие коммерческие организации, заинтересованные в нахождении талантов. Питерское издательство «Астрель-СПб» каждый год выбирает рукописи, которые имеют и художественный, и финансовый потенциал. Премия «Электронная буква», в списки которой можно попасть посредством самиздата. Премия «Русский детектив», где и звезды литературы, и начинающие авторы.

В сухом остатке, получается вот что: если хочешь, чтобы тебя заметили - работай над своим талантом, находи варианты А, Б, В... подрабатывай, проводи время в скучном офисе, а по вечерам, запасаясь кофе, пиши, снимай кино, только не стой на месте. Чувствуй этот голод, это желание стать лучше, круче, и тогда все получится. Может быть. А может и нет. Если же нужны гарантии - это в другие сферы. Увы, так было всегда. Творческие специальности - зыбкая почва, которая, тем не менее, из года в год манит к себе многих молодых и не очень людей.