В светлое Будущее... огородами.
Мультфильм «Сладкая репа» вышел тридцать лет тому назад и запомнился, в основном, фразой «Не ходи в нашу репу». Другим его слоганом, если бы тогда у мультфильмов были слоганы, могла бы стать поговорка: «Дурак думкой богатеет». Собственно, главный герой Фадей, как раз и занят тем, что раздумывает, как он сейчас заживёт в условиях рынка (точнее – ярмарки), вот только сколотит себе первоначальный капиталец, приватизировав репу из чужого огорода. Сюжет этот, о полном погружении в виртуальную реальность, уже не раз обыгрывался в нашей мультипликации. Можно вспомнить и одну из вставных новелл в культовом «Падал прошлогодний снег» А.Татарского («тута дураков, поди - много, а зайцев, поди - мало). И, возможно, не столь известного, но не менее блестяще выполненного «Кикоса» от Роберта Саакянца.
Но это всё были единичные случаи. Если кто-то, кое-где у нас порой! А тут, Фадейка попал в струю. Вся страна только и думала, как она распорядится той самой «сладкой рэпой», которой призывно помахивали перед нашей ошалевшей мородочкой Тимурыч и его команда.
За неполных 10 минут вертепа мультфильма перед глазами зрителя пролетят всё приметы тогдашней жизни. Кабаки, силовики, куры-гриль по кооперативным ценам, видеосалоны и конечно же она… Америка, светлый образ, который по мере сил нужно строить у себя, вместо запущенных полей с репой, на которых в качестве пугала висят чьи то кителя с Золотыми Звездами.
Примерно так в те года мыслилась интеграция Союза в «свободный мир».
Хотя визуально мультфильм один в один повторяет «Следствие ведут Колобки» 1987 г, те же ощерившиеся бессчетными кольями зубов пасти, те же «колобковые» пропорции и дерганые движения, авторы его (режиссер Анатолий Солин и художник Михаил Старченко) к будущей студии «Пилот» вроде бы никакого отношения не имеют, что довольно странно. В титрах упоминаются даже краски фирмы «Talens», использованные при производстве, правда, думается, не ради соблюдения «копирайта», которым тогда никто всерьез не заморачивался, а ради некоего скрытого понта – вот, мол, пока вы с вашей рэпой не можете разобраться, мы тут уже голландскую краску вовсю используем.
Анатолий Солин снял еще несколько серий в похожей стилистике, под условным названием «Вертеп», из которых я помню только «Гостью». В 92 и 93, когда вышли следующие серии проекта, смотреть телевизор стало для меня уже нечастой роскошью.
В общем, пересмотрев оный мульт, могу сказать, он действительно может претендовать на звание документа эпохи. Вот только эпоху ту вспоминать многим не очень хочется. Очень быстро набежали тогда сторожа, а за мечты о сладкой репе, многим, как и главному герою, пришлось отдавать последние штаны.
(4/5) Роман Ужасов для kin0guru