К продюсерам «Бондианы», продумавшим франшизу про шпионку «Ритм-секция», главный вопрос: «Что это было?» К более серьезному германскому фильму «На пределе» есть вопросы о документальной правдивости. Оба фильма рассказывают истории женщин, мстящих террористам за гибель родственников, и оба страдают от проблем с логикой, увлекаясь портретированием главной героини.
Женская логика авторов фильма про Бонда
На волне феминизации шпионского триллера и боевика продюсеры «Бондианы» Барбара Брокколи и Майкл Дж. Уилсон решили попробовать создать новую франшизу с женщиной агентом. Судя по провалу (редкий позор для студии Paramount) фильма «Ритм-секция» в 2020 году, франшизы, вероятно, не получится. Что тут за проблемы возникли?
Вся семья британки Стефани погибла во взорванном самолете. Пока спецслужбам и властям Великобритании нет дела до расследования теракта, Стефани от горя становится наркоманкой, а затем и проституткой. Со дна ее вытаскивают журналист и бывший агент МИ-6, говорящие, что есть шанс выйти на тех самых террористов и уничтожить их. Стефани решает превратиться в убийцу.
Пожалуй, главная удача этой картины, заставляющая смотреть ее до конца — исполнительница главной роли Блейк Лайвли, показывающая эффектную трансформацию персонажа из студентки Оксфорда в опустившуюся маргиналку, а затем в сильную и решительную женщину, в одиночку расправляющуюся с террористами. Да, в фильме есть еще герой Джуда Лоу, но он малоинтересен и погоды не делает.
Главная неудача этой работы — провалы с логикой у малоизвестной женщины-режиссера Рид Морано и сценариста-дебютанта. Во-первых, трудно понять, зачем создавать супер-шпионку именно из торчащей на наркоте сотрудницы борделя. Во-вторых, ее реабилитация только выглядит красиво, но правду не похожа.
И самая главная проблема — глупость всей собственно шпионской части сюжета. Большую часть фильма разыгрывается детектив с тремя участниками, один из которых точно не убийца. Как вам такое? Целый час зритель выбирает из двух кандидатур! Это страшный сон Агаты Кристи. Лучше тогда вообще про детектив не думать, пропуская часть реплик героев, чтобы раньше времени не разочароваться.
На таком же уровне построена и вся шпионская интрига. Секретный террорист здесь здесь явно хочет, чтобы его нашили, и даже помогает в этом деле. Зачем? Ответа нет. Просто, чтобы было. В итоге единственным аргументом в пользу фильма остается роль единственной актрисы.
В Германии все плохо, или проблемы у режиссера?
Германский фильм «На пределе» (2017 год) довольно крепкая история про про немку, у которой в теракте погибли муж и сын. Все попытки этой женщины добиться возмездия для террористов наталкиваются бюрократию, эксцессы европейской толерантности и другие помехи. В итоге она решает найти и покарать злодеев самостоятельно.
Фильм крепкий и впечатляет развитием главной героини (Роль Дианы Крюгер — справедливая ветка в Каннах), эффектно и достоверно показывая все стадии ее психологического состояния.
Но еще есть важная для сюжета линия суда над парочкой неонациков. Здесь возникают вопросы. Например, почему в фильме нет участия прессы? Точнее, есть вначале, но какое-то беспомощно глупое, а потом пресса куда-то сливается. Это Германия, Евросоюз, свобода слова и прочая канитель.
Дело громкое — теракт, нацисты. А прессы в зале суда — ноль, на улице — ноль. В любом крупном городе России на такой процесс собралась бы толпа представителей СМИ. Могли бы быть и пикеты с плакатами около здания суда. А в этом фильме — тишина. Чем заняты германские журналисты? Сочинением новостей про ужасы жизни в России?
Более того: на суде, при всей обоснованности обвинения подсудимых в теракте прокурор после небольшой осечки практически бездействует. Он даже не пытается апеллировать! Да и следствие до суда, судя по фильму, в Германии хуже некуда...
Очень много вопросов. Если режиссер и автор сценария Фатих Акин знает матчасть, то в Германии — дичайший кошмар с правосудием. Если он матчасть не знает, то просто нагнетает безнадеги для красоты кино и художественного замысла. В таком случае встает вопрос о его адекватности как кинематографиста (фильм получил «Золотой глобус»). В этом месте вспоминается фильм Звягинцева «Нелюбовь», не очень правдиво показавший работу полиции ради красоты своей, по сути, антироссийской притчи.
Финал «На пределе» — вообще не про поднятые в кино проблемы, а просто про европейское авторское кино, которое традиционно считает, что должно быть демонстративно угрюмым и психопатологическим.
В общем получается одновременно сильное и склонное к мелочным манипуляциям кино, что не характерно для действительно сильных. Возможно, стоило еще раз подумать перед вручением «Золотого глобуса».
Спасибо за дочитывание!
Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, и до новых встреч!