"Все на борьбу с Деникиным!" (Ленин, 9 июля 1919 г.)
В знаменитом походе на Москву Вооруженных сил Юга России принял участие 3-й Конный корпус генерала Шкуро, который в середине лета 1919 г. перебросили из Донбасса в район города Белгорода. В этот самый критический период гражданской войны на Юге России ключевое значение сыграло противоборство конницы Шкуро и Мамантова (командующий 4-м Донским корпусом) с Конным корпусом Буденного, который также преимущественно состоял из донских, кубанских и терских казаков и иногородних этих областей. Таким образом, судьба гражданской войны на самом важном её фронте была в руках казаков.
Ситуация на фронте
Для решающих битв с Деникиным в июле 1919 г. войска Красной армии значительно пополнились, что привело к замедлению продвижения белых на Курск и Воронеж. В середине августа красные смогли организовать наступление на Царицын и Харьков, но белые устояли перед их натиском и отбросили противника. В наступлении белых успешно действовала конница Шкуро и Мамантова.
30 сентября корпус Шкуро после ожесточенного боя захватил Воронеж. Вскоре к Воронежу подошел 4-й Донской корпус генерала Мамантова и соединился с корпусом Шкуро. В период временного отсутствия Мамантова руководил его кавалерийским корпусом Шкуро. Осенью 1919 г. началось массовое дезертирство казаков, которое было связано с усталостью от войны и нежеланием воевать вдали от родины.
Вначале противоборства Шкуро и Буденного соотношение сил было два к одному в пользу красных. Корпус Шкуро состоял из 4-5 тыс. шашек, а Буденного - из 8,5 тыс. 31 октября конный корпус Буденного был усилен 11-й конной дивизией (его численность - 600 штыков, 6300 сабель, 222 пулемета, 26 орудий).
В середине октября 1919 г. усилив военные части, красные перешли в наступление по всему Южному фронту. Под натиском превосходящих сил корпуса С.М. Будённого 24 октября части Шкуро оставили Воронеж. Стало роковым днем начала заката блестящей военной карьеры Шкуро 15 ноября, когда большевики овладели станцией Касторной (совр. Курская область). В тот же день Шкуро был отстранен от командования конным корпусом. Впоследствии Вооруженные силы Юга России окончательно и бесповоротно стали отступать по всему фронту.
Важное значение боев в районе Воронежа подчеркивал Деникин и Ленин. Первый из них написал:
"...Но общая обстановка у Воронежа заставила армию оставить Орел и Ливны..."
Ленин дал следующую оценку разгрома белых в районе Воронежа:
"Уже после гражданской войны, на VIII съезде Советов, в личной беседе со мной [Буденный - автор] В.И. Ленин спросил:
— Вы понимаете, что ваш корпус сделал под Воронежем?
— Разбил противника, — ответил я.
— Так-то просто, — улыбнулся Ленин. И тут же сказал:
— Не окажись ваш корпус под Воронежем, Деникин мог бы бросить на чашу весов конницу Шкуро и Мамантова, и республика была бы в особо тяжелой опасности. Ведь мы потеряли Орел. Белые подходили к Туле...".
Цитаты из мемуаров Шкуро
О слухах о приближении конницы Буденного к Воронежу:
"...он сообщил также, что Буденный, закончив формирование Конармии, движется с нею с востока, имея задание разбить порознь меня и Мамонтова. Капитан Тарасов и его подчиненные были приняты на службу в Добрармию".
Об обороне Воронежа:
"Донское командование настаивало на том, чтобы я оставил Воронеж и прикрывал Лиски; в противном случае оно требовало обратно 4-й Донской мамонтовский корпус. Наоборот, Кутепов просил, чтобы я держал Воронеж и распространялся к западу, прикрывая его правый фланг; он говорил, что в случае отдачи Воронежа обнажится его правый фланг и он неудержимо покатится к югу, ибо уже теперь держится с крайним напряжением сил. Я доказывал, что обе задачи, если не будет покончено с Буденным, мне не по силам, и настаивал на необходимости немедленно собрать конницу в кулак для ликвидации конной армии Буденного. Внезапно Донское командование потребовало, чтобы я перешел в наступление и разбил Буденного. Это было совершенно непосильно для меня. Что мог сделать я с моими 5000 шашек против 15000 свежей конницы Буденного? Отказавшись категорически от выполнения этого приказа, я решил обороняться..."
О первом бое терцев с конницей Буденного 4 октября 1919 г.:
"...К вечеру терцы были выведены из боя и ушли под Таганрог, унося с собой впечатление, что в лице кавалерии Буденного вошел в игру новый и серьезный противник".
О промахах тактики Буденного:
"Начался ряд боев вокруг Воронежа с инициативой на стороне Буденного. Вначале он обнаружил достаточную безграмотность — атаковал меня одновременно во многих пунктах малыми отрядами. Уступая ему охотно эти пункты, я обрушивался, затем превосходными силами своего резерва на небольшие отряды и уничтожал их. Быть может, Буденный слышал что-либо об аналогичном методе, применявшемся Наполеоном, но, видимо, не усвоил его сущность. В этих боях мне удалось разбить до двух бригад красной конницы и взять трофеи. Однако Буденный, поняв на опыте невыгодность своей тактики, изменил ее и не рисковал впоследствии распылять свои силы и действовать без резервов"... Красная кавалерия боялась и избегала принятия конных атак. Однако она была упорна в преследовании уходящего противника, но быстро охлаждалась, натолкнувшись на сопротивление".
Об отступлении из Воронежа:
"Я мог бы еще долго держаться в Воронеже, но вскоре Лиски, а затем и Усмань-Собакино были взяты красными. Я мог оказаться отрезанным и окруженным в Воронеже с перспективой пробиваться на сотню верст через подавляющие конные массы противника. Ввиду этого в ночь с 10 на 11 октября я очистил Воронеж и перешел за Дон. Получивший несколько хороших «уроков», Буденный не решался в течение всего дня 11 октября занять город, охраняемый лишь постами и малочисленными разъездами. Лишь поздно вечером вступили в город его авангарды. Мои посты отошли, в свою очередь, за реку, уничтожив мосты".
9 ноября Шкуро выехал в Харьков, а затем в Таганрог в ставку главнокомандующего Вооруженными силами Юга России Деникина. В Таганроге начальник английской военной миссии генерал Хольмен наградил его орденом Бани. Судьба казаков корпуса Шкуро сложилась по-разному: одни попали в плен и многие из них перешли на сторону красных, другие дезертировали, а третьи - оказались в эмиграции.
Цитаты из мемуаров Буденного
Об одной из первых побед над конницей Шкуро:
"...с утра 14 октября противник силами восьми кавалерийских полков Шкуро перешел сам в наступление в направлении Тресвятская, Горки, Орлово с целью нанести удар по левому флангу корпуса. Корпус, отбив атаки противника, перешел в контрнаступление. В результате четырехчасового боя в районе Тресвятская, Орлово противник понес большие потери и отошел в направлении Бабяково, Новая Усмань...".
Примерное содержание письма Буденного генералу Шкуро:
«Завтра мною будет взят Воронеж. Обязываю все контрреволюционные силы построить на площади Круглых рядов. Парад принимать буду я. Командовать парадом приказываю тебе, белогвардейский ублюдок. После парада ты за все злодеяния, за кровь и слезы рабочих и крестьян будешь повешен на телеграфном столбе там же, на площади Круглых рядов. А если тебе память отшибло, то напоминаю: это там, где ты, кровавый головорез, вешал и расстреливал трудящихся и красных бойцов. Мой приказ объявить всему личному составу Воронежского белогвардейского гарнизона. Буденный».
За разгром конницы Мамантова и Шкуро ВЦИК РСФСР постановлением от 24 ноября 1919 года наградил С.М. Буденного золотым боевым оружием (шашкой) с орденом Красного Знамени на нем, а Реввоенсовет Южного фронта — золотым портсигаром. Впоследствии конница Буденного принимала участие в освобождении Юга России.
Составлено по:
- Будённый С. М. Пройдённый путь. Книга первая: М., 1958
- Деникин А.И. Очерки русской смуты. Париж, 1921
- Шкуро А. Г. Записки белого партизана. www.militera.lib.ru
- Очерк истории краснознаменного Северо-Кавказского военного округа: "Краснознаменный Северо-Кавказский". Р/Д., 1971
- Гражданская война и военная интервенция в СССР 1918-1922 гг. Энциклопедия. М., 1983