Найти в Дзене
Исторические сражения

Великая цепь: зачем американцам понадобилась массивная цепь в реке

Идея цепных заграждений на водных преградах не нова. Во второй мировой так спасали гавани от подводных лодок, но при этом, по сути, эксплуатировали изобретение тысячелетней давности. Говорят, еще Архимед такими цепями пытался защитить родные Сиракузы. А в Царьграде схожим образом планировали купировать агрессию северных пришельцев. Те, правда, преодолели заграждение, организованно бегая вперед-назад по палубе. Да и римлян под Сиракузами эта мера не особо остановила. Но в любом случае продвижение агрессора замедлила.

В Америке, во время войны за независимость, тоже требовалось каким-то образом блокировать или хотя бы затруднить проход британских боевых кораблей по реке Гудзон – на тот момент едва ли не самой главной стратегической магистрали. В принципе, имелось множество фортов на обоих берегах, но из-за особенностей артиллерии того времени (заряжалась она не сильно споро) английские корабли имели большой шанс прорваться с моря в реку. Вдобавок и фортов по расчетам могло не хватить. Так что их спешно достраивали и оснащали пушками с мортирами.

Сначала проблему решили (скорее попытались решить) довольно просто. Устроили на дне частокол из бревен, имевших наклон в сторону моря с таким расчетом, чтобы пробить деревянное днище парусника, идущего на прорыв. Работы упростила природа – заграждение устроили в эстуарии, поскольку уровень воды сильно колебался в зависимости от чередования приливов и отливов. Так что при минимальном уровне, когда морские корабли из-за большой осадки не могли проходить в реку, шли работы по установке бревен. Ну а при повышении уровня заграждение совершенно становилось невидимым.

Цепь на реке Гудзон, план местности на 1780 год. Источник: flickr.com
Цепь на реке Гудзон, план местности на 1780 год. Источник: flickr.com

Конечно, для прохода своих предусмотрели разрыв, довольно извилистый, но вполне пригодный для прохода парусника. И англичан это заграждение на первых порах остановило – пока они не захватили местного, который под нажимом вполне толково и подробно рассказал, как судам преодолеть эту преграду. Вдобавок, пара ближайших к морю фортов пала. И потребовалось придумывать что-то новенькое.

Вспомнили о цепной защите. И устроили таковую, применив плоты из бревен, чтобы удерживать цепи на заданной глубине. Края цепей крепили в береговых насыпях из камней, а саму преграду огнем прикрывали береговые форты. Естественно, такую защиту приходилось на зиму убирать, чтобы ее не порвало льдом. Да и зимой она не требовалась по причине перерыва в навигации. Вот только оказалось, что угрозу для такой защиты представляют не только англичане и скопления льда, а и нагрузка, обусловленная приливами и отливами. Так что цепь на некоторых участках регулярно рвалась. Да еще и англичане усугубили ситуацию – атаками с берега они взяли еще несколько фортов, прикрывавших это заграждение. Так что снова пришлось придумывать что-то новое.

Вашингтон наблюдает за натяжением цепи. Иллюстратор: Mort Künstler
Вашингтон наблюдает за натяжением цепи. Иллюстратор: Mort Künstler

Но нового придумать не получилось. А просто решили усугубить. И сделать еще одну цепь. Но только более массивную. И, следовательно, более прочную. Что в 1778 году и исполнили за шесть недель. Американцы сковали огромную цепь, изготовив звенья в 52 килограмма каждое на заводах и доставив их к месту сборки на телегах. Ну а растянули эту цепь между Вест-Поинтом и островом Конституции. Для поддержания цепи в толще воды и удобства ее установки и снятия всю сборку подвесили на плотах из бревен стандартной длины в 4,9 метра. Края снова закрепили береговым балластом из камней и прикрыли огнем батарей. Дополнительно конструкция усиливалась якорями. Кстати, сама цепь создавалась под руководством Тадеуша Костюшко – будущий польский герой имел образование военного инженера.

Цепь стояла на узком участке реки, который еще имел и сложный S-образный профиль. Так что кораблям, проходящим его, приходилось двигаться медленно и много лавировать. Ну а цепное заграждение и несколько фортов на берегах делали отныне задачу несанкционированного прохода по реке совершенно безнадежной.

Ее часть можно увидеть в поместье Рингвуд, штат Нью-Джерси
Ее часть можно увидеть в поместье Рингвуд, штат Нью-Джерси

Эта цепь получила прозвище "Великая" и исправно прослужила до 1782 года. После чего ее демонтировали за ненадобностью и отправили на переплавку. Оставив, правда, пару небольших кусков для истории. Изначально небольшие фрагменты хранились в Вест-Поинте и еще паре мест. Уже в ХХ столетии нашли еще один кусок на дне реки. Так что теперь известно четыре подлинных фрагмента.

Интересно, что пара чиновников, ответственных за демонтаж и утилизацию этой цепи, сумели неплохо на этом заработать. После выполнения задания они несколько лет промышляли тем, что делали новодельные звенья и продавали эти подделки доверчивым коллекционерам втридорога – мол, осталось немного в личных запасах после разборки Великой цепи.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового