Родился в семье бедного служащего, бросившего семью; вместе с братом и сестрой воспитывался матерью. В 1902 году получил сильную травму левой ноги, от которой так и не смог оправиться. В возрасте 14 лет был вынужден начать работать на типографии — сначала в качестве посыльного и чернорабочего, затем — журналиста. Со второй половины 1910-х годов начал активно участвовать в рабочем движении, основав журнал La Razón, за что в 1919 году был выслан из страны и эмигрировал в Италию, где совместно с ещё несколькими перуанскими эмигрантами создал марксистский кружок; также путешествовал по Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Чехословакии. Дважды был арестован.
Вернулся на родину в 1923 году и вновь начал принимать активное участие в рабочем движении. В 1924 году травма его ноги обострилась настолько, что ногу пришлось ампутировать.
В 1927 году был арестован и помещён в военный госпиталь, после ещё несколько раз подвергался домашнему аресту.
В 1928 году стал одним из основателей Всеобщей конфедерации трудящихся Перу и создал организационный комитет социалистической партии Перу, которая после его смерти была переименована в Компартию Перу.
Умер в 1930 году от послеоперационных осложнений.
Несмотря на раннюю смерть в неполные 36 лет, Мариатеги считается одним из самых влиятельных латиноамериканских социалистов XX века. Его важнейшая работа — «Семь очерков истолкования перуанской действительности», посвящённая различным вопросам истории, социологии и литературы Перу, в которой, в частности, он выступал против перуанских латифундистов и в поддержку коренных народов страны.
Публицистическую деятельность Мариатеги сочетал с исследованием теоретических вопросов. В книге «В защиту марксизма» («Defensa del marxismo», 1934) выступил против А.де Мана и М.Истмена, показав, в частности, несостоятельность отождествления марксистской диалектики с гегелевской. Он подверг критике теорию «этического социализма», идеи т.н. апристов, отрицавших руководящую роль пролетариата в национально-освободительном движении. В книге «Семь очерков...» он дал анализ развития классовых отношений в Перу, индейской проблемы, проблемы демократии, истории развития народного образования и др. Много внимания Мариатеги уделял защите угнетенных индейских масс, рассматривая их в контексте национально-освободительной борьбы. Значительное место в его творчестве занимают исследования по истории Перу, в частности, по проблеме первобытного коммунизма древних инков.