Ибрагим родился в христианской семье рыбака Манолиса[источник не указан 432 дня] из Парги (отсюда пошло и его прозвище — Паргалы), территория современной Греции, в те времена бывшей владениями Венецианской республики[4][5][6][7][8][9][10]. В детстве он был похищен пиратами или захвачен при военном набеге и попал во дворец в Манисе в Западной Анатолии, где наследные принцы (шехзаде) Османской империи получали образование. Существуют разные версии того, как именно Ибрагим оказался во дворце Манисы: по одной из версий он был сразу продан во дворец; по другой, его купила некая богатая вдова, которая заботилась о ребёнке, дала ему образование (в частности музыкальное), а затем подарила мальчика будущему султану Сулейману I[11]; ещё одна версия, восходящая к современнику, Джовио, говорит о том, что Ибрагим стал рабом в доме Искендера-паши, который и захватил его в плен[12]. Вполне вероятно, что отчасти верны обе последних версии: Ибрагим был захвачен в плен, куплен Искандером-пашой, отдан им вдовой дочери, которая заботилась о ребёнке; когда в Эдирне, где жила эта женщина, в 1514 году приехал Сулейман, она подарила Ибрагима ему[11].
Точная дата рождения Ибрагима неизвестна, однако сохранились документы, в которых утверждается, что сам Ибрагим говорил, что родился в ту же неделю, что и Сулейман, то есть в 1494 году[10].
Ибрагим быстро подружился с будущим султаном, который был его сверстником. Он обучался вместе с Сулейманом[источник не указан 1124 дня], знал несколько языков: он владел османским, итальянским, персидским, не забыв при этом родного греческого[13]; любил читать различные книги по истории и географии[13]. После вступления Сулеймана на Османский престол в 1520 году Ибрагим был удостоен различных званий, в том числе и поста хранителя султанских покоев.
Великий визирь[править | править код]
Практически все великие визири, как до Ибрагима-паши, так и после него, перед тем как получить назначение на высший пост, проходили последовательно ступени карьеры. Зарекомендовав себя на невысоких постах, поднимались выше, потом получали пост третьего визиря, потом второго (с ростом империи число визирей выросло до шести). После смерти или снятия с поста великого визиря, его место занимал второй визирь, место второго визиря — третий. Иногда происходило перетасовывание постов, или же двух визирей меняли местами. Когда в 1523 году Пири-паша, назначенный на этот пост ещё отцом Сулеймана, Селимом I, в 1518 году ушёл в отставку, его пост должен был получить второй визирь Хаин Ахмед-паша. Однако Сулейман хотел заменить вельмож Селима на свои креатуры, поэтому он неожиданно для всех назначил великим визирем своего раба, близкого друга и фаворита, Ибрагима.
Это породило сразу целый комплекс проблем. Во-первых, Ибрагим был чужаком в османском истеблишменте как для потомков османского нобилитета (по рождению), так и для выходцев из девширме (которые обучались в Эндеруне). Он не имел за собой поддержки в виде репутации, поскольку до этого не занимал постов, иначе как лично при Сулеймане, и не имел других заслуг, кроме дружбы и доверия султана. Чиновничество восприняло Ибрагима в штыки, считая его выскочкой. В битве при Адане Херсекли Ахмед-паша потерпел поражение, был ранен и пленён в основном потому, что более опытные и старшие по возрасту паши, командовавшие войсками, над которыми Ахмеда поставили главным, не желали ему подчиняться.
Кроме того, как показали дальнейшие события, Хаин Ахмед-паша был крайне обижен. Попросив назначение бейлербеем в Египет, он взбунтовался и в 1524 году Айяс Мехмед-паша был послан подавить восстание. Ахмеда-пашу победили благодаря предательству и казнили в 1524 году. Ибрагиму пришлось лично прибыть в Каир для наведения порядка и налаживания управления провинцией.
Дипломат
На дипломатическом фронте Ибрагим-паша был очень успешен. Он договорился о выгодных сделках с лидерами католических держав. Венецианские дипломаты даже назвали его «Ибрагим Великолепный», обыгрывая эпитет султана Сулеймана[14].
В 1533 году он провёл переговоры с послами короля Испании Карла V насчёт Венгрии. Хотя переговоры прошли успешно и это принесло Османской империи дипломатическую победу, Ибрагим-паша на этих переговорах повёл себя как настоящий временщик, который правит Османской империей вместо самого султана Сулеймана.
В 1535 году Ибрагим-паша в ходе переговоров с французским посланником Жаном де ла Форетом подписал монументальное соглашение — капитуляцию перед Франциском I, — которое дало Франции благоприятные торговые права в Османской империи в обмен на совместные действия против Габсбургов[15]. Это соглашение могло бы создать основу для совместных франко-турецких военно-морских учений, в том числе базирования флота Оттоманской империи на юге Франции (в Тулоне) в течение зимы 1543—1544 гг.
Военачальник и чиновник
После вступления Сулеймана на Османский престол в 1520 году он был удостоен различных званий, в том числе, поста хранителя султанских покоев.
После назначения на пост великого визиря 27 июня 1523 года Ибрагим-паша продолжал получать другие дополнительные должности и титулы от султана, и его влияние в Османской империи стало почти столь же абсолютным, как и влияние самого Сулеймана.
Хотя он уже давно принял ислам, Ибрагим-паша поддерживал родственные связи и даже вывез своих родителей, чтобы жить с ними в османской столице[16].
В 1524 году Ибрагим-паша был вынужден подавлять мятеж египетского наместника Хаин Ахмеда-паши, а в начале второй половины 1520-х гг. султан Сулейман отправил его на подавление восстания во главе с проповедником — мехди Календаром Челеби в Анатолии.
Его дворец на площади Султанахмет в Стамбуле в настоящее время — музей турецкого и исламского искусства. Дворец построен с явно оборонительной концепцией и мог выдержать длительную и мощную осаду (Ибрагим имел грозных соперников).
Ибрагим-паша принимал участие во всех военных кампаниях султана Сулеймана. В частности, он в звании сераскира командовал армией Османской империи во время Мохачского сражения 1526 года, осады Вены 1529 года и Персидского похода 1534—1535 гг. Опытный командир армии Сулеймана, он в конце концов попал в немилость после неосторожности, совершённой во время кампании против тюрко-персидской империи Сефевидов, наградив себя прозвищем, включающим слово «султан»[17]. К тому же, этот титул именовался Султан Сераскир, что было серьёзным оскорблением для Сулеймана. Этот инцидент запустил серию событий, которые в итоге привели к казни Ибрагима в 1536 году.