Откуда произошло название районов? Что находилось на этом месте раньше? Какое отношение к нему имела Императрица Екатерина II? Кого переселяли в Бирюлёво в 1930-х? Появится ли здесь когда-нибудь метро? И неужели действительно в этих районах всё так плохо? Об этом и не только расскажу сегодня.
Даже Императрица не захотела покупать эти земли
Существует два района - Бирюлёво Западное и Восточное. В этой статье я буду рассказывать об истории обеих территориальных единиц, потому что они неразрывно связаны. Начнём с того, что на месте современных районов раньше было две крупные деревни - Загорье и Бирюлёво.
Происхождение названия первого поселения остаётся неясным. Многие историки считают, что наименование "Загорье" связано с тем, что село находилось на самой высокой части этой местности. Поэтому если посмотреть туда со стороны центра, казалось, будто деревня располагалась "за горами".
Впервые Загорье упоминается в документах 17 века. Оно никогда не было важным населённым пунктом, однако во второй половине 18 столетия землями заинтересовалась Екатерина II. Рядом находились её владения - Царицыно и Булатниково. Село Загорье располагалось как раз между ними. Поэтому Императрица всерьёз задумалась о покупке этих территорий.
Однако то ли её не устроили условия сделки (тогдашний владелец Курбатов и правда выдвинул странные и размытые требования), то ли Екатерина II уже охладела к идеи объединения земель. В итоге продажа не состоялась.
От родственников Герцена до земляники
Ближе к середине 19 века Загорье перешло в собственность к тёте писателя Александра Герцена, Марии Хованской. А дальше цепочка владельцев достаточно сложна и не особо интересна. Перед революцией 1917 года село уже несколько десятилетий принадлежало семье Крестовниковых. Это был очень известный и влиятельный купеческий род.
Они запомнились тем, что благоустроили местность. При них появились пруды, регулярный и ландшафтный парки. Также здесь высаживали редкие сорта деревьев для украшения.
После революции 1917 года имение Крестовниковых национализировали. На месте усадьбы вскоре создали совхоз имени Ленина. Его основным направлением было выращивание элитных сортов ягод. В первую очередь, речь идёт о землянике. В состав Москвы территория Загорья вошла в 1960 году.
Неужели Бирюлёво - это от слова "бирюльки"?
В это же время частью столицы стало ещё одно поселение - Бирюлёво. Именно оно и дало название обоим районам. Общепринятого варианта происхождения наименования нет. Однако историки склоняются к двум версиям. Согласно первой, за основу взяли слово "бирюльки", то есть игрушки, которые здесь якобы делали.
Вторая гипотеза гласит, что название село получило по фамилии владельцев Бирилёвых. В пользу этой версии можно привести тот факт, что до 17 века деревню указывали, как Бирилёво. В том числе и поэтому вторая гипотеза считается более вероятной.
История поселения до конца 19 века не примечательна какими-то интересными фактами. Это была типичная деревня, где трудились крестьяне. Ближе к концу столетия здесь возвели дачные дома. Однако всё изменилось, когда появилась Павелецкая железная дорога на рубеже 19-20 веков.
В чём была главная проблема Бирюлёва?
Недалеко от деревни возвели платформу. А при ней возник посёлок. Изначально там проживали работники железной дороги. Позже появилось железнодорожное училище. Во времена индустриализации здесь открыли паровозное ремонтное депо, кирпичный завод и хлебную базу. Всё это привело к быстрому увеличению населения и нехватке жилья.
Для решения проблемы даже национализировали соседний дачный посёлок. Дома отдали рабочим, а рядом возвели около 400 деревянных бараков. Но этого было по-прежнему недостаточно. Ситуация осложнялась постоянным притоком новых жителей. Генплан Москвы 1935 года предполагал коренные изменения в центре города. Что-то уже реализовывали, поэтому людей переселяли в пригороды, давая им деньги на покупку жилья.
Со временем посёлок поглотил деревню Бирюлёво. А в 1960 году территория вошла в состав Москвы. Сначала, как часть Пролетарского, а потом Красногвардейского районов. Однако проблема с жильём всё равно оставалась. Решить её полностью удалось только в 1970-х, когда здесь началось массовое строительство многоэтажных домов.
Неужели всё так плохо?
Квартиры здесь в основном давали работникам железнодорожной станции и промышленных предприятий. Из-за большого количества производств, экологическая обстановка в районах за эти годы сложилась не лучшая. Проблемы всегда были и с транспортной доступностью.
До сих пор ни в одном из двух районов нет метро. Станция "Царицыно" предательски расположилась совсем рядом, но это уже территория другого района. Поэтому жители вынуждены пользоваться наземным транспортом.
В Западном Бирюлёве поблизости вообще нет ни одной станции, только железнодорожные платформы. Хотя в планах города всё-таки есть строительство линии метро. Оно должно начаться уже в следующем году. Пассажиры смогут воспользоваться станциями ориентировочно в 2025.
Многие говорят, что район не самый приятный из-за большого количества приезжих из стран бывшего СССР на заработки. Они живут в Бирюлёве, потому что там дешёвые квартиры.
Но есть у районов и поводы для гордости. Например, в Восточном Бирюлёве находится Дендропарк. Там можно увидеть более 250 видов разных растений. Больше только в Главном Ботаническом саду им. Цицина. Да и многие жители говорят, что в последнее время инфраструктура улучшается. Появляются школы, детские сады, а территорию благоустраивают.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!