Найти тему
Вечерний лекторий

«ЗАВЕТ КРАСОТЫ». Часть I.

Оглавление

10 ИЮНЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МОДЕРНА

Усадьба И. Г. Каменского в пос. Суксун – памятник архитектуры к. 19—н.20 в. в.

© Фото Агранович В.А.
© Фото Агранович В.А.

Об усадьбе Каменских в поселке Суксун автор статьи узнал 20 лет назад, когда готовил материалы для кандидатской диссертации на тему «Архитектура стиля модерн на Урале».

Сама усадьба, ее облик, судьба ее хозяев не могли не впечатлить. Безусловно, это – уникальное явление для нашего региона. Поэтому, спустя 20 лет, когда прошло столько событий, не лучшим образом отразившихся на этом шедевре архитектуры, в.п.с. вспомнил о некогда затронутой теме.

В 2009 году в «Академическом вестнике РААСН» была опубликована статья, посвященная этому уникальному объекту культурного наследия.

Исходная статья слишком объемна и специфична. Поэтому для «Дзен» она была сокращена и разделена на части. За время, прошедшее со времени написания статьи и тем более, первоначального знакомства с памятником, утекло слишком много воды…

Для заинтересованных – ссылка на оригинальную статью.

https://cyberleninka.ru/article/n/usadba-i-g-kamenskogo-v-poselke-suksun-pamyatnik-arhitektury-kontsa-hix-nachala-xx-vv

Вступление.

Немного истории.

Усадьба И. Г. Каменского в поселке Суксун Пермской области принадлежит к типу крупной городской усадьбы с парком и развитой системой жилых и хозяйственных построек, весьма немногочисленному в архитектуре России рубежа 19 и20 в.в.

На Урале объекты подобного типа встречаются крайне редко.

Причины ослабления усадебного строительства кроются в общественно - исторических условиях жизни страны того периода, в их региональных особенностях (что касается, в данном случае, Урала) и в изменении социокультурного контекста архитектуры.

Дело в том, что русская дворянская культура в рассматриваемый период безвозвратно угасала. А вместе с нею – и понятие «дворянской усадьбы» - со всеми присущими ему структурными элементами, образами и представлениями.

Так не случаен ностальгический культ «дворянского гнезда» в литературе и искусстве конца 19 в., как чего-то уходящего, навсегда прощающегося, что уже никогда не вернется—и что даже смысла нет возвращать…

Вспоминаются рассказы Чехова, Бунина, картины Борисова-Мусатова и художников «Мира Искусств».

Многие из усадеб, строившихся вплоть до середины-2-й пол. 19 в., и без того часто пребывавших в запустении, после Реформы 1863 г. и вовсе теряли жизнеспособность. У них были буквально перерезаны подпитывающие каналы: деревни, некогда принадлежавшие поместьям, отчуждались. Крестьяне больше не были обязаны платить оброк и никто формально не имел права принудить их к работам в имении.

На смену натуральному хозяйству приходили рыночные, товарно-денежные отношения. Многие поместные дворяне не были готовы к этому – как материально, так и морально. И потому, в лучшем случае – заложив или продав имение более сильным соплеменникам и разбогатевшим бывшим «холопам», а в худшем – оставив родные пенаты на произвол судьбы, они перебирались в города. Бывшие когда-то «зимними», особняки и квартиры доходных домов в обеих столицах и губернских городах становились пристанищами на круглый год…

Необходимо заметить, что на Урале чаще всего именно заводские управления, наряду с органами городской и государственной власти, строили здания и комплексы усадебного типа. Однако, строительство их приходится, как правило, на более ранний период – 18-й и 1-ую пол. 19 в.в – и относятся они к типу комбинированному, соединившему в себе административную и жилую функции.

Некоторые из них, даже наиболее крупные, к рубежу веков пришли в упадок и перестраивались. Эта участь постигла, например, усадьбу наместника генерал-губернатора Строганова в Екатеринбурге. Уже во 2-й пол. 19-го в. она была распродана по участкам и в нач. 20-го в. застроена домами с различными функциями.

Такая же судьба постигла усадьбу управляющего Суксунским заводом.

В 1896 г. она стала тем, что мы сейчас называем «Усадьбой Каменского».

Уральское купечество редко позволяло себе строительство сложных архитектурных комплексов «с нуля», предпочитая более компактные и экономичные особняки.

Частая сеть улиц городов, дороговизна земли и – как ее следствие – мелкая нарезка участков с их постепенной застройкой не способствовали появлению единовременных композиционно - целостных архитектурных ансамблей.

Городские усадьбы, вроде усадьбы Харитонова-Расторгуева, или усадьбы в Суксуне – это явления уникальные – и не только для условий Урала. Возникновением своим они обязаны, как правило, людям незаурядным.

ГЛАВА I. Род Каменских.

Династию Каменских незаурядной можно назвать во всех смыслах. Выходцы из крестьян, они сделались представителями высших деловых кругов Российской империи.

-2

-3

Братья Каменские, Федор Козьмич (1801 – 1883) и Григорий Козьмич (1814 – 1893) «(…) были крепостными ямщиками из Данилихи, где у них был постоялый двор. На постоялом дворе останавливались купцы, проезжающие из Сибири в Москву и на Нижегородскую ярмарку. Миллионные капиталы, нажитые братьями за очень короткий срок при крепостном праве, никак не могли быть результатом «трудов праведных». Молва утверждала, что братья Каменские составили свое состояние посредством убийств и грабежей (…)»

«(…) в 1857 г. братья Каменские открыли первое свое буксирное пароходство, обслуживавшее линию от Перми до Нижнего Новгорода (…)В 1865 г. ими открыто пассажирское пароходство (…).

Реклама почтово-пассажирских пароходов торгового дома"Ф. и Г. Каменские"
Реклама почтово-пассажирских пароходов торгового дома"Ф. и Г. Каменские"

«К началу 20 столетия Каменские, кроме основного предприятия – пароходства, механического и литейного завода в Перми, имели большое Суксунское имение с тремя заводами (Суксунским, Тисовским, Молебским), хлопковые плантации в окрестностях Ташкента, хлопкоочистительные заводы в Ташкенте и Коканде, торговлю лесом, доходные дома в Перми, Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге». «Общественная, особенно благотворительная деятельность, которой занимались три поколения Каменских, находила со стороны правительства поощрение в виде разного рода знаков отличия, орденов. Медалей, а со стороны населения искреннюю благодарность».

В 1893 г. сыновья Ф. и Г. Каменских сообща выкупили у А.П. Демидова, «ставшего несостоятельным должником» крупные земельные дачи в Суксунском горном округе.

В это имение входили Суксунский и Тисовский железоделательные заводы, расположенные в Красноуфимском уезде, а также – Молебский чугуноплавильный завод.

Суксунский железоделательный завод. Акварель 1860-х г.г.
Суксунский железоделательный завод. Акварель 1860-х г.г.

В 1896 г. во владение и управление Суксунским заводом вступил средний сын Григория Козмича, Иван Григорьевич Каменский (1857- 1919), фигура феноменальная для своей среды:

«(…) доктор философских наук Боннского университета, химических и экономических наук Московского университета член Государственного Совета (с 1906 по 1917 г.г.) от Пермской губернии, потомственный почетный гражданин».

-6

С 1894 года Иван Григорьевич - почётный член Пермского губернского попечительства детских приютов, с 1909 года — почётный попечитель Пермского Алексеевского Реального училища. Способствовал развитию кустарных производств, в частности, изготовлению самоваров. Почётный гражданин города Перми.

Через жену, Лидию Николаевну (в девичестве – Ильину) И. Г. Каменский породнился со Строгановыми. По воспоминаниям С.Н. Рериха, сестра Каменского жила в Петербурге и дружила с Рерихами.

И.Г., Л.Н. и О.И. Каменские в интерьере усадьбы в Суксуне (фото 1912 г.)
И.Г., Л.Н. и О.И. Каменские в интерьере усадьбы в Суксуне (фото 1912 г.)
Из альманаха "Почетные граждане Российской Империи", 1900-е г.г.
Из альманаха "Почетные граждане Российской Империи", 1900-е г.г.

Умер Иван Григорьевич Каменский 14 марта 1919 года в Перми. Был похоронен в фамильном склепе в храме Казанской иконы Божьей Матери (Успенский женский монастырь), который был построен в 1906-07 годах.

Церковь-усыпальница рода Каменских на территории Успенского женского монастыря в г. Перми, 1906-1907 г.г. (Проект - В.М. Васнецов ?, Н.К.Рерих ?), после реставрации 2000 года.
Церковь-усыпальница рода Каменских на территории Успенского женского монастыря в г. Перми, 1906-1907 г.г. (Проект - В.М. Васнецов ?, Н.К.Рерих ?), после реставрации 2000 года.

Историю строительства, описание и фотографии зданий, а также версии о датировках постройки и авторстве проекта Усадьбы Каменских в Суксуне - читайте во второй части статьи.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

________________________________

© Агранович В.А. - текст, фото

Фото - из свободных источников.

Список литературы:

1. ГАПО, Ф. Р-463, оп. 1, д. 20, Личный фонд Трапезникова В. Н.;

2. ОЦОП, Ф-1, оп. 30, д. 2/1А

3. https://pokolenia.permkrai.ru/records/view/150889

4. https://dlib.rsl.ru/viewer/01002556983#?page=49

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Каменский,_Иван_Григорьевич

___________________________________

Автор статьи заранее благодарит читателей за внимание и терпение и надеется на благосклонность.