В основе моих публикаций лежит фотосравнение, то есть сопоставление старых фото с современным видом, с наиболее возможным соблюдением ракурса. (Всю коллекцию можно посмотреть здесь)
Сегодня сравнение не совсем обычное - это сравнение с картиной!
Среди многочисленных произведений пейзажной живописи чуть ли не самой популярной и узнаваемой является картина Василия Поленова «Московский дворик».
Так вот, у этого места есть прототип. На заднем плане можно узнать Церковь Спаса Преображения на Песках (Москва, Спасопесковский пер., 4а). Предполагаю, что изображён вид от Трубниковского переулка. (Споров по поводу точного направления съёмки очень много, поэтому будем считать его условным)
К сожалению деревья практически полностью закрывают церковь, а ведь это единственное, что объединяет картину с современным видом. Ну и, конечно же, никто не отменял вымысел художника)
пс: Немного о том, как появилась картина (от @picasso_artgallery)
33-летний художник Поленов снял квартиру в районе Арбата, переехав из Петербурга в Москву.
Художник вспоминал: «Я ходил искать квартиру. Увидел на двери записку, зашёл посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид! Я тут же сел и написал его».
Именно так, совершенно не запланировано, родилось одно из самых знаменитых русских полотен 19-го века.
Когда академик живописи Иван Крамской предложил Поленову представить одну из своих работ на выставке «товарищества художников- передвижников», тот испугался.
Предложение было лестным, однако работы, достойной столь ответственной выставки, Поленов не находил, а в успехе своего «Московского дворика» сильно сомневался.
«К сожалению, я не имел времени сделать более значительные вещи- извинялся Поленов, - мне хотелось выступить на выставке с чем-нибудь порядочным. Ведь картинка моя изображает лишь дворик в Москве в начале лета, только и всего».
В итоге «Московский дворик» стал главным хитом выставки, а потом и вовсе- визитной карточкой художника!
Через 12 дней после выставки, судьба картины Поленова была решена: Павел Михайлович Третьяков купил её для своей галереи.
Так чем же так приглянулась всем эта картина? Может как раз-таки своей простотой?! Ведь Василий Дмитриевич не стал ничего сочинять! Он всего лишь живо, радостно и сочно написал обыденную жизнь. Но написал её так хорошо, что каждому зрителю хочется попасть на мгновенье в этот яркий летний день той Москвы 19 века!