Засмеясь, я брошу кровлю
И, волнуясь и спеша,
Прибегу к тебе на ловлю,
Так прерывисто дыша.
Нашу музыкально-визуальную поэтическую композицию открыл русский поэт Серебряного века Игорь Северянин строчками из стихотворения "Идиллия".
В качестве звукового сопровождения послушайте фрагмент оперы Кристофа Виллибальда Глюка "Орфей и Эвридика". Рельефная и невыносимо меланхоличная мелодия флейты - одно из замечательных откровений музыкального гения композитора - как нельзя лучше передаёт настроение полной умиротворённости.
Игорю Северянину вызывающим "А вы могли бы?" отвечает соперник и футурист Владимир Маяковский:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Флейта была одним из любимых инструментов советского композитора Эдисона Васильевича Денисова. В сонате для флейты и фортепиано выразительный и проникновенный лиризм передаётся в нежных тонах и медленном темпе. Яркие и пленительные тембры верхних регистров сочетаются с квази-неупорядоченными акцентированными стаккато аккордов во всех регистрах по очереди.
Продолжает нашу программу Маяковский влюблённый, а потому ещё более непредсказуемый в рифмах и дерзкий в ритме:
Из тeлa в тeлo веселье лейте.
Пусть не забудется ночь никем.
Я сегодня буду играть на флейте.
На собственном позвоночнике.
Всё чаще думаю -
не поставить ли лучше
точку пули в своем конце.
Сегодня я
на всякий случай
даю прощальный концерт.
С такими предсказаниями лучше было не шутить. Лишена судьба чувства юмора: фьюти-фьюти-фьють.
Вновь слово предоставляется Игорю Северянину. Какой у него oргaн ассоциируется с флейтой? Посмотрим:
И тени их баюкают мой сон
В ночь летнюю, колдуя мозг певучий.
Им флейтой сердце трелит в унисон,
Лия лучи сверкающих созвучий.
Слух пьёт узор нюансов увертюр.
Крыла ажурной грацией амур
Колышет грудь кокетливой Филины.
А вот страна, где звонок аромат,
Где персики влюбляются в гранат,
Где взоры женщин сочны, как маслины.
Процесс развития флейтового искусства отмечается стремлением композиторов к выходу за пределы исполнительских возможностей инструмента. Способы игры на флейте усложняются, появляются новые способы звукоизвлечения: удары по клапанам, фруллато, осцилляция, трубные атаки и прочие whistles.
Произведение "Density 21.5" один из отцов электронной музыки Эдгар Варез написал специально для платиновой флейты Жоржа Баррера.
На самом деле, инструмент музыканта был из платино-иридиевого сплава в соотношении 90/10, с плотностью около 21,6 грамма на кубический сантиметр. Такой вот нюансик.
От платины возвращаюсь к серебру. Ключевая фигура Серебряного века поэт-символист Вячеслав Иванов публикует в журнале "Золотое Руно" посвящение Лидии Юдифовне Бердяевой "Из далей далёких":
Пустынно и сладко и жутко в ночи
Свирельная нота, неотступно одна,
Плачет в далях далёких ... Заунывно звучи,
Запредельная флейта, голос тёмного дна!
Именно так звучит мотив Элизиума в незавершённой Десятой симфонии Густава Малера. Он рождается из самой чёрной глубины падения в бездну. Тема фантастически совершенна и красива в своей неизбывной печали. Композитор достигает в ней заоблачного бесстрастия и абсолютного спокойствия.
Ну всё, на сегодня хватит флейтистких метафор.
Традиционная несмешная байка:
В одной парижской газете было напечатано такое объявление:
"Срочно и недорого продаю годовой абонемент на концерты авангардной музыки. Отличное место, партер, рядом с выходом".
Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.