Найти в Дзене
UrbanDzen

Какой должна быть удобная инфраструктура для велосипеда?

Оглавление

Теперь про велоинфраструктуру. Какая она должна быть?

Как говорили в прошлом посте, мы должны ориентироваться на привлечение будущих пользователей, на тех, которые бы с радостью пересели бы на велосипед, но по причинам страха, неготовности скакать по бордюрам, отсутствия возможностей не торопятся пользоваться данным видом транспорта.

Велосеть

Начнём про сеть велодорожек и велополос. Она должна быть связной и охватывать значительную часть города. Никому не нужна велодорожка, начинающиеся из ниоткуда и идущая в никуда.

Например, вот так. https://gre4ark.livejournal.com/335614.html
Например, вот так. https://gre4ark.livejournal.com/335614.html

Теперь про элементы сети - велополосы (от слова полоса) и велодорожка (идущая максимально обособленно от дороги).

Велополоса

Велополоса
Велополоса

Это, если по-простому, полоса, но для велосипедистов. Данный элемент создаётся за счёт парковок, сужения полос (не путать с уменьшением количества полос, хотя и за счёт его тоже можно создать велополосу).

Можно выделить следующие типы велополос:

  • обычная велополоса, отделенная сплошной линией. Такая велополоса потребует меньше всего места (что актуально для узких улиц), но она и самая опасная
  • велополоса, отделенная буферной зоной из краски (как на картинке выше). Она будет заметнее и безопаснее первой, но лучше делать физическое обособление
  • защищённая велополоса, отделенная от проезжей части бордюром, столбиками газоном, рядом парковки - наилучший тип велополос

Также выделяют велополосы, идущие навстречу потоку и слева от проезжей части.

Ширина велополосы должна быть минимум 1,0 метр, желательно 1,5-2,5 метра, буферная зона - минимум 0,5-1,0 метр.

Велодорожка

Велодорожка
Велодорожка

Главным отличием велодорожки от велополосы является то, что она конструктивно отделена от проезжей части и представляет собой отдельную велосипедную дорогу.

Велодорожки строятся за счёт газонов или части тротуара (но только если он широкий, за счёт пешеходов велодорожку нужно стараться не делать), а при изменении профиля улицы - за счёт сужения проезжей части и/или парковок.

Главное правило хорошей велодорожки - она должна быть обособлена от тротуара, хотя бы газончиком или рельефной плиткой, покрытие должно быть другим.

Располагаться велодорожка должна так, чтобы было минимум конфликтов между велосипедистами и другими участниками движения, чтобы она не провоцировала заходить на неё.

Плохо. Располагается она прямо посередине, сделана за счёт узкого тротуара с огромным пешеходным потоком. Про обособление от тротуара похоже не слышали. Результат - людьми воспринимается это как арт-объект на тротуаре, а не велодорожка.
Плохо. Располагается она прямо посередине, сделана за счёт узкого тротуара с огромным пешеходным потоком. Про обособление от тротуара похоже не слышали. Результат - людьми воспринимается это как арт-объект на тротуаре, а не велодорожка.
Идеально. Обособлена от тротуара, располагается в хорошем месте, не проходит через зону рекреации (набережную), а значительно отдалена от гуляющих (если что, я про оранжевую, у чёрной ниже допущены несколько ошибок).
Идеально. Обособлена от тротуара, располагается в хорошем месте, не проходит через зону рекреации (набережную), а значительно отдалена от гуляющих (если что, я про оранжевую, у чёрной ниже допущены несколько ошибок).

Велодорожки лучше делать на широких улицах, пространствах, там, где не будет доставлять дискомфорта. Вот так делать не надо, здесь логичнее делать велополосы.

-6

Минимальная ширина - 1,0 метр в одну сторону, 1,5 метра в обе стороны, желательно 1,5-2,0 метра в одну сторону, 2,0-3,0 метра в обе стороны.

Пересечения с проезжей частью

Согласитесь, скакать по бордюрам - такое себе удовольствие, поэтому подумаем, как этого избежать.

Пересечения с второстепенными улицами и дворовыми проездами

Их нужно делать в одном уровне - это относится и к тротуарам.

Мое фото
Мое фото

Почему? Прыгать по бордюрам, чтобы преодолеть узенький проезд, не очень хочется. И неудобно. А смысла делать так нет, так как ради нескольких машин в час, сотни пешеходов и велосипедистов за это же время испытывают неудобства.

К тому же, зная физику и отсутствие ливневок, в таких местах располагаются идеальные места для луж, которые не так приятно перепрыгивать или переезжать. Так что пандусы и спуски - решение в этом случае не очень.

Пересечения через оживленные улицы и перекрёстки

-8

Начнём с первого момента - съезды. Необходим съезд до уровня проезжей части.

Вот этого быть не должно.
Вот этого быть не должно.

Второй момент - создание велопереездов. Нужны они, чтобы велосипедисту не приходилось спешиваться, как он должен делать по правилам на пешеходном переходе, а ехать.

Идеально.
Идеально.

Обозначаются прерывистыми линиями и, если хочется, краской.

-11

Велопарковки

Велосипед где-то нужно припарковать, не так ли?

Начнём про парковки у заведений, точек притяжения, магазинов.

Неправильная парковка.
Неправильная парковка.

Часто совершают эту ошибку, устанавливая парковку как на картинке выше. Запомните, это неправильная велопарковка.

Почему? Она предполагает крепление за колесо, а не за раму, что неудобно (фиг закрепишь) и небезопасно (легко украсть велосипед).

Значит, хорошая велопарковка является такой, если можно легко и удобно закрепить велосипед за раму.

Речь идёт в первую очередь о велопарковках в виде буквы П или Ф.

П
П
Ф
Ф

Велопарковки могут выглядеть по-другому, но главное - они должны быть удобными для парковки.

-15

Если говорить о парковках у жилых домов - для жителей, то тут есть несколько вариантов.

Первый - это та же самая уличная велопарковка.

-16

Второй - на первых этажах вместе с колясочной. Этот вариант подойдёт, если строится новое жильё или реконструируется старое.

-17

Третий - установка во дворах велопаркингов.

-18

Интеграция с общественным транспортом

В небольшом городе доехать до работы на велосипеде вполне реально. А если мегаполис? Не крутить же педалями с окраины в центр x км?!

Нет конечно.

Первый способ - обеспечить возможность провоза в транспорте. Это возможно, если установить держатели велосипедов или просто разрешить провоз.

Здесь главное не перестараться, так как автобус вместо пассажиров будет перевозить велосипеды.

-19
-20

Второй способ - создать велопарковки и станции велопроката у остановок общественного транспорта или станций метро.

-21

Можно заморочиться и создать билеты велосипед+автобус, например.

Тут ещё много что можно рассказать, но статья и так получилась слишком длинной. Но это не первая и не последняя статья о велосипеде в городе и как сделать его привлекательным.

читайте другие статьи из серии #ВЕЛОСИПЕДURBANDZEN

А чтобы не пропускать новые статьи, подписывайтесь на канал!

Ставьте лайки, распространяйте, чтобы увидели другие!