Теперь про велоинфраструктуру. Какая она должна быть?
Как говорили в прошлом посте, мы должны ориентироваться на привлечение будущих пользователей, на тех, которые бы с радостью пересели бы на велосипед, но по причинам страха, неготовности скакать по бордюрам, отсутствия возможностей не торопятся пользоваться данным видом транспорта.
Велосеть
Начнём про сеть велодорожек и велополос. Она должна быть связной и охватывать значительную часть города. Никому не нужна велодорожка, начинающиеся из ниоткуда и идущая в никуда.
Теперь про элементы сети - велополосы (от слова полоса) и велодорожка (идущая максимально обособленно от дороги).
Велополоса
Это, если по-простому, полоса, но для велосипедистов. Данный элемент создаётся за счёт парковок, сужения полос (не путать с уменьшением количества полос, хотя и за счёт его тоже можно создать велополосу).
Можно выделить следующие типы велополос:
- обычная велополоса, отделенная сплошной линией. Такая велополоса потребует меньше всего места (что актуально для узких улиц), но она и самая опасная
- велополоса, отделенная буферной зоной из краски (как на картинке выше). Она будет заметнее и безопаснее первой, но лучше делать физическое обособление
- защищённая велополоса, отделенная от проезжей части бордюром, столбиками газоном, рядом парковки - наилучший тип велополос
Также выделяют велополосы, идущие навстречу потоку и слева от проезжей части.
Ширина велополосы должна быть минимум 1,0 метр, желательно 1,5-2,5 метра, буферная зона - минимум 0,5-1,0 метр.
Велодорожка
Главным отличием велодорожки от велополосы является то, что она конструктивно отделена от проезжей части и представляет собой отдельную велосипедную дорогу.
Велодорожки строятся за счёт газонов или части тротуара (но только если он широкий, за счёт пешеходов велодорожку нужно стараться не делать), а при изменении профиля улицы - за счёт сужения проезжей части и/или парковок.
Главное правило хорошей велодорожки - она должна быть обособлена от тротуара, хотя бы газончиком или рельефной плиткой, покрытие должно быть другим.
Располагаться велодорожка должна так, чтобы было минимум конфликтов между велосипедистами и другими участниками движения, чтобы она не провоцировала заходить на неё.
Велодорожки лучше делать на широких улицах, пространствах, там, где не будет доставлять дискомфорта. Вот так делать не надо, здесь логичнее делать велополосы.
Минимальная ширина - 1,0 метр в одну сторону, 1,5 метра в обе стороны, желательно 1,5-2,0 метра в одну сторону, 2,0-3,0 метра в обе стороны.
Пересечения с проезжей частью
Согласитесь, скакать по бордюрам - такое себе удовольствие, поэтому подумаем, как этого избежать.
Пересечения с второстепенными улицами и дворовыми проездами
Их нужно делать в одном уровне - это относится и к тротуарам.
Почему? Прыгать по бордюрам, чтобы преодолеть узенький проезд, не очень хочется. И неудобно. А смысла делать так нет, так как ради нескольких машин в час, сотни пешеходов и велосипедистов за это же время испытывают неудобства.
К тому же, зная физику и отсутствие ливневок, в таких местах располагаются идеальные места для луж, которые не так приятно перепрыгивать или переезжать. Так что пандусы и спуски - решение в этом случае не очень.
Пересечения через оживленные улицы и перекрёстки
Начнём с первого момента - съезды. Необходим съезд до уровня проезжей части.
Второй момент - создание велопереездов. Нужны они, чтобы велосипедисту не приходилось спешиваться, как он должен делать по правилам на пешеходном переходе, а ехать.
Обозначаются прерывистыми линиями и, если хочется, краской.
Велопарковки
Велосипед где-то нужно припарковать, не так ли?
Начнём про парковки у заведений, точек притяжения, магазинов.
Часто совершают эту ошибку, устанавливая парковку как на картинке выше. Запомните, это неправильная велопарковка.
Почему? Она предполагает крепление за колесо, а не за раму, что неудобно (фиг закрепишь) и небезопасно (легко украсть велосипед).
Значит, хорошая велопарковка является такой, если можно легко и удобно закрепить велосипед за раму.
Речь идёт в первую очередь о велопарковках в виде буквы П или Ф.
Велопарковки могут выглядеть по-другому, но главное - они должны быть удобными для парковки.
Если говорить о парковках у жилых домов - для жителей, то тут есть несколько вариантов.
Первый - это та же самая уличная велопарковка.
Второй - на первых этажах вместе с колясочной. Этот вариант подойдёт, если строится новое жильё или реконструируется старое.
Третий - установка во дворах велопаркингов.
Интеграция с общественным транспортом
В небольшом городе доехать до работы на велосипеде вполне реально. А если мегаполис? Не крутить же педалями с окраины в центр x км?!
Нет конечно.
Первый способ - обеспечить возможность провоза в транспорте. Это возможно, если установить держатели велосипедов или просто разрешить провоз.
Здесь главное не перестараться, так как автобус вместо пассажиров будет перевозить велосипеды.
Второй способ - создать велопарковки и станции велопроката у остановок общественного транспорта или станций метро.
Можно заморочиться и создать билеты велосипед+автобус, например.
Тут ещё много что можно рассказать, но статья и так получилась слишком длинной. Но это не первая и не последняя статья о велосипеде в городе и как сделать его привлекательным.
читайте другие статьи из серии #ВЕЛОСИПЕДURBANDZEN
А чтобы не пропускать новые статьи, подписывайтесь на канал!
Ставьте лайки, распространяйте, чтобы увидели другие!