Найти в Дзене

Чеджу 3: женские тайны таинственного острова

Эту пикантную особенность об острове Чеджу, его главную фишку «Камни, ветер, женщины» туристам рассказывают все экскурсоводы. Однако, речь идет вовсе не о красотках всех возрастов, которые украшают собой эту провинцию.

Нет, это во Владивосток можно приезжать, чтобы любоваться женской красотой. Женщины для Чеджу значат совсем иное.

Роль женщины в истории этого острова – все равно, что роль Клары Цеткин и Розы Люксембург в истории 8 марта.

Жизнь женщин Чеджу отличается от жизни женщин в других регионах и провинциях Кореи. Женщины материковой часть корейского полуострова, как и мужчины, продолжают исполнять свои традиционные гендерные роли и обязанности. Однако, в случае с Чеджу все не так.

Исторически сложившееся и принятое обществом понимание роли женщин в истории Чеджу утверждает: только усердный и очень тяжелый женский труд оказался единственным способом преодолеть неблагоприятные природные условия островной жизни.

Ха, в этом месте мое критическое мышление просто надрывается от скепсиса. Почему-то сегодня эти же природно-погодные условия стали главной визитной карточкой Чеджу. Райское место, родина экологически чистых продуктов, причем не только продуктов питания, но и продукции известных косметических брендов. Но об этом – в другом рассказе, а пока продолжим о женщинах.

В общем, все эти исторические подробности мы и знать не знали, когда спускались от изумительно зеленого кратера потухшего вулкана на пике Сонсан Ильчхульбон к месту традиционного ныряния женщин. Мы пронеслись мимо.

-3

Времени для подробного изучения на месте процесса погружения славных тружениц моря на глубину в поисках пропитания у нас уже не было. Мы, громко сокрушаясь по поводу несправедливости командировочной жизни, помчались к автобусу. Успели вовремя для того, чтобы…

Не поверите. Чтобы приехать в музей этих самых женщин-ныряльщиц!

Их называют хэнё. И музей зовется также. Скажу вам честно, я до сих пор под впечатлением от этого визита. Все потому, что я увидела своими глазами, что значит «с детства оберегать и прививать культурные традиции родного народа».

В роли хэнё, женщин-ныряльщиц Чеджу, в музее выступали… четырехлетние малышки!

Рядом с ними были они, заслуженные хэнё Республики Корея.

Благодаря их выступлению и спектаклю главный социальный сценарий островного жизнеустройства предстал как на ладони. И стало понятно, почему Чеджу до сих пор считается островом, где принят матриархальный порядок.

Главный добытчик средств к существованию на Чеджу – женщина. Сельское хозяйство или ныряние за морепродуктами это их удел. Эти заботы добавляются к привычным женским обязанностям: уходу за детьми, приготовлению пищи, необходимостью обеспечивать семью водой, которую в старину надо было носить из колодца.

-7

Есть замечательное слово в русском языке иностранного происхождения – «рутина». Обычный день женщины хэнё, ее рутина, начинался задолго до рассвета и заканчивался далеко за полночь. Расписано все было примерно так.

Сначала они приносили воду в дом. За ней обычно ходили до того, как встанет солнце. Воду носили в больших кувшинах. Их ставили в плетеные корзинки и закрепляли за спиной. После рассвета женщина возвращалась в дом покормить и убаюкать детей.

-8

Затем ее ждало рисовое поле. Уход за главной кормовой культурой, основой бытия всех азиатских народов, никто не отменяет, а рис требует ежедневного ухода и присмотра.

-9

После возвращения с полей женщины переодевались в соответствующий костюм ныряльщицы и шли к морю. Поплавок для ориентации, сетка для устриц, маска для ныряния, воск для закладки в уши, пояс с утяжелителями и ножом для вырезания раковин от дна. Все!

Садились в лодку и отправлялись нырять за раковинами, устрицами и прочими съедобными дарами моря. Одни - гребут, другие - ныряют.

Ныряли (и до сих пор ныряют) на глубину до 20 метров без всяких приспособлений. Главное, чему хэнё научились за эти десятилетия – уникальному способу дыхания.

-11

Особый выдох, похожий на стон, и особый вдох с задержкой дыхания до 2 минут. Этому навыку девочек учат с детства. Тренировать начинают с 7 лет, на мелководье, в воду поглубже отправляют в 11. С 16 лет девочка-подросток уже ныряет на равных со взрослыми. И это - тяжелый и очень опасный труд.

Сегодня туристов, которым интересен быт хэнё, много, а вот желающих ежедневно заниматься ремеслом хэнё практически нет. Да и целесообразность подобных усилий – тоже под вопросом. Когда-то численность хэнё на острове достигала рекордной отметки в 30 000 жительниц острова. Сегодня их чуть менее 5000. И в каждом поколении их все меньше и меньше. Остались лишь дамы в возрасте 50+

-13

Так что у острова Чеджу есть свои фирменные люди Х - дедушки Харубаны и бабушки Хэнё. И те, и другие – визитная карточка острова.

P. S. Думаю, что один вопрос мучает вас примерно также сильно, как озадачивал меня тогда, во время визита на Чеджу. Чем в это время заняты мужики, пока их спутницы так тяжело и опасно добывают средства к существованию?

-14

Расскажу в следующий раз!