Найти тему
Журнал «Компания»

Tesla: слишком дорого и еще дороже

Оглавление
Илон Маск. Фото: ТАСС
Илон Маск. Фото: ТАСС

По итогам биржевых торгов в Нью-Йорке вечером 10 июня стоимость акций Tesla превысила 1000 долларов.

Американская компания стала самым дорогим автопроизводителем в мире. Бренд Илона Маска обогнал многолетнего лидера рынка — Toyota. При этом Tesla продала в 2019 году 365 тыс. автомобилей и показала финансовый убыток свыше 860 млн долларов, а Toyota реализовала 10,7 млн машин с прибылью 20 млрд долларов. Журнал «Компания» узнал, чем подкреплен рыночный феномен Маска и кто в России предпочитает его электрокары.

Капитализация харизмы

В начале мая Илон Маск коротко заметил в Twitter: «Акции Теслы слишком дороги, по-моему». Скептики согласно закивали головами: компания переоценена. Тогда ценные бумаги торговались чуть дороже 750 долларов. Сегодня они стоят больше 1000 долларов, а капитализация всей компании — 190 млрд долларов.

С начала года акции подорожали более чем вдвое.

Это произошло благодаря восстановлению спроса на электрокары в Китае, рестарту завода в Шанхае, а также успешному запуску космического модуля компанией SpaceX, которая также принадлежит Илону Маску. Последний всплеск цены был спровоцирован сообщениями о том, что электрофургон от Tesla — Semi Truck — планируют запустить в производство.

«Ключевым драйвером для меня, как и для большинства соратников по клубу (Moscow Tesla Club. — Примеч. "Ко"), стало любопытство: есть ли будущее у таких автомобилей, — отмечает подчеркивает генеральный директор "Фридом Финанс" Тимур Турлов. — Сейчас у нас в семье две Tesla — Model S и Model X. Могу сказать, что это одни из самых интересных машин, чтобы управлять ими самостоятельно: они крайне динамичные и по своим ключевым потребительским характеристикам ничем не уступают топовым моделям классического автопрома».

Однако если в Москве, по его признанию, это абсолютно комфортный автомобиль с запасом хода в 350–400 км, что позволяет на одной зарядке ездить примерно неделю, для длительных поездок в России он не подходит.

Инновационное безумие

Еще один владелец Tesla, управляющий партнер фонда LETA Capital Александр Чачава уверен, что история с акциями автопроизводителя — проявление безумия фондового рынка США.

«На прошлой неделе американский производитель электромобилей Nikola, который не продал еще ни одной машины, провел IPO и сейчас стоит 26 млрд долларов. Это больше, чем Ford, или около трети «Газпрома» — вот все, что нужно знать про акции модных американских компаний. Никаких рыночных оснований для такой оценки нет. Tesla — это относительно небольшая убыточная компания, которая научилась хорошо продавать имя. Они стали самым дорогим автопроизводителем с закрытыми заводами (почти два месяца фабрики простаивали)», — отмечает Александр Чачава.

О зависимости отечественного рынка электрокаров от регуляторики говорит и руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.

«После отмены пошлины на импорт электромобилей в мае 2020 года спрос на данный вид транспорта в России увеличился на 32 %. Однако это рост в процентах, в штуках показатели продаж по-прежнему остаются незначительными по сравнению с бензиновыми авто, — говорит эксперт. — Именно отмена пошлины стала стимулом продаж электрокаров массового сегмента, а высокая стоимость премиальных моделей — причиной торможения развития данного сегмента. Самые востребованные модели — Nissan Leaf и Mitsubishi Minicab MiEV, а также премиальный Jaguar I-Pace. Так, в первом квартале текущего года было продано всего 18 электромобилей Jaguar I-Pace, стоимость которого начинается от 5 825 000 руб.».

По его словам, цены на премиальные Tesla — Model S, Model X и Model 3 — начинаются от 11 443 612 рублей. Их ближайшие ценовые конкуренты — Porsche Taycan (от 7 793 000 до 12 943 000 руб.), Mercedes-Benz EQC (от 10 500 000 руб.) и Audi E-tron Quattro (от 8 990 000 руб.).

За рулем гаджета

Лучше всего в России продаются Tesla, потому что это модно и инновационно, и Nissan Leaf — потому что дешево, — говорит глава Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. В дальневосточных регионах цены на привозную праворульную машину стартуют от 500 тыс. руб. В столице господствуют Tesla, причем все 400 «теславодов» знакомы друг с другом.

Среди других плюсов автолюбительница называет время разгона до 100 км/ч. — у топовых моделей Tesla оно сокращено до 2-3 секунд.

«Это привлекает людей, которые хотят показать на дороге, кто тут молодец, и тех, кто заботится о безопасности: дополнительная маневренность может помочь избежать аварии. Кроме того, у Tesla особая конструкция кузова, а под капотом ничего нет, что в случае ДТП уменьшает риск травм водителя и пассажиров. Владелец Tesla, недавно попавший в Москве в ДТП, говорил, что после аварии купил такую же и жене возьмет, потому что верит, что машина его спасла».

На начало 2020 года в России было зарегистрировано 6,3 тыс. электромобилей. Среди них 410 автомобилей Tesla:

  • Model S — 233
  • 155 — Model X
  • 22 — Model 3

Также у россиян в собственности:

  • Mitsubishi i-MiEV — 328
  • Jaguar I-Pace — 139
  • LADA Ellada — 96
  • Renault Twizy — 38
  • BMW i3 — 37
  • Hyundai Ioniq — 3
  • Peugeot iOn — 3

Суммарное число машин с электрическими двигателями не превышает 0,014 % от общего парка легковых автомобилей страны.

Данные «АВТОСТАТ»