Для отечественной рок-поэзии присущ неомифологический подтекст. Многие рок-поэты оперируют известными мифологическими темами, мотивами и антиномиями (БГ, Наутилус Помпилиус и др.)
Наиболее частотными в русской рок-поэзии являются мифологемы жизни и смерти, вечности и времени, света и тьмы, холода и тепла, Бога и Сатаны, ветра, воды, звезд и некоторые другие.
Культурный универсализм, характерный для неомифологизма современной российской литературы, присутствует и в рок-поэзии, причем преимущественно в форме специфического космополитизма и неопределенности мифологической традиции (только христианские темы и мотивы в данных текстах поддаются идентификации, языческие же универсальны, как правило, архетипичны и характерны для любой мифологии).
Создание «текстов-мифов» – это универсальная черта российской рок-поэзии. Но подобные тексты являются «мифами» не столько потому, что построены по принципу мифа, с использованием мифологических тем и мотивов, которые служат зеркалом, объяснением современности, сколько потому, что они часто называются и являются культовыми произведениями для самих рок-групп и для их фанатов. Таким образом, этот социологизированный мифологизм оказывается частью культа, возвращается к сакральности.
Если говорить о мифопоэтике рок-текстов А. Васильева, то можно отметить большое влияние фольклорной традиции, основной особенностью является создание индивидуально-авторской речевой стереотипии по типу фольклорной, а также творческое, авторское переосмысление жанров устного народного творчества – сказок, частушек, пословиц, поговорок и использование отдельных образов и мотивов. Значительно влияние и христианской традиции: библейские образы и мотивы не просто включены в структуру текста, они осложняются, ассимилируются с другими конструкциями, мотивами и образами. Также отмечается слияние христианской традиции с фольклорной.
Основной способ создания художественного текста в литературе, в частности в искусстве модернизма и постмодернизма, заключается во внедрении цитат из других текстов, литературных аллюзий и реминисценций. Так, в рок-текстах А. Васильева это выражается в развитости Петербургского мифа. Вследствие чего мы можем говорить о том, что рок-поэзия данного автора обнаруживает свои истоки в традициях русской литературы.
При изучении текстов А. Васильева, можно проследить эволюцию рок-героя, который формировался и изменялся вместе с мировосприятием самого рок-автора.
I этап
В раннем творчестве А. Васильева лирический герой пытается выйти за пределы привычного, реального мира, который не соответствует желаниям, стремлениям и общему настроению мира внутреннего. В виду сложившегося конфликта лирический герой совершает попытки проникнуть в потустороннюю, «чужую» реальность. Находясь в пограничном состоянии, он ощущает в какой-то степени присутствие мертвого мира, но полностью проникнуть в «чужое» пространство не представляется возможным, поэтому лирический герой чувствует себя отвергнутым, не находя приюта ни в одном из пространств.
II этап
Далее сознание лирического героя постепенно начинает расширяться, он пытается выходить за пределы собственного разума. Понимание того, что можно существовать в мире живых и производить попытки проникновения в иные реальности, дает надежду на обретение душевного равновесия и ответ на самый главный вопрос – как создать вокруг себя мир, в котором было бы максимально комфортно не только ему, но и его современникам.
III этап
Сделавшись проводником между мирами, став некой точкой, в которой пересекаются реальность и ирреальность, прошлое, настоящее и будущее, связываются в едином ключе историко-культурные эпохи, лирический герой открывает те истины, которые способны привести в равновесие его внутренний и внешний мир.
Таким образом, мифопоэтическое начало в рок-поэзии А. Васильева тесно связано с репрезентацией жизненного пути лирического субъекта, переживающего три этапа: отрицание мира (через фольклор), смиренное принятие мира (через христианство) и, наконец, обретение гармонии с миром (через культурный универсализм).
Спасибо, что дочитали до конца, любители рока!
Обняла.