Найти тему
diletant.media

Как Андрей Белый создавал свой медиаобраз

Оглавление

В 1912 году Белый попадет на лекцию к немецкому философу и антропософу Рудольфу Штайнеру. Эта встреча наложит отпечаток на его дальнейшую судьбу.

Мистик и поэт

Создание своего четко продуманного образа, выстраивание и даже режиссирование своей судьбы по заранее придуманному сценарию — этот тип поведения был вполне традиционен для «декадентствующего» периода рубежа веков как в России, так и в Европе. В своих мемуарах «Начало века» Белый иронически вспоминает о том, как его воспринимали современники: «…появляются оспаривающие друг друга «Белые» — в Белом: компания их: мистик, кантианец, поэт, стиховед, оккультист, скептик, индивидуалист, коллективист, анархист и социалист таким выгляжу я извне…».

В 1910 году уже знаменитый молодой писатель и теоретик символизма совершает масштабное путешествие по всем наиболее знаковым местам мира: Италия, Египет, Палестина, Тунис. Под влиянием своей подруги художницы Аси Тургеневой (родственницы Ивана Сергеевича) Белый отправляется в Кельн послушать лекцию крайне популярного в то время историософа Рудольфа Штайнера. В 1913 году Штайнер создает в Берлине Антропософское общество, основной целью которого было провозглашено освобождение человеческого сознания и поиск путей постижения сущности высших миров.

Белый и Ася Тургенева в Дорнахе, 1915. Источник: wikipedia.org
Белый и Ася Тургенева в Дорнахе, 1915. Источник: wikipedia.org

За несколько лет со дня первого знакомства с Учителем Белый прослушал около 400 его лекций, принимая участие не только в теоретических занятиях, но и в практических семинарах по эвритмии — динамической системе обучения для становления самосознания души. Эвритмия, по мысли Штайнера, это не просто танец, а «видимая речь», движение, выражающее внутренние звуки и настроения во внешних проявлениях.

Духовные поиски

В 1914 году Белый окончательно переселяется в Дорнах, поближе к своему Учителю и его великим свершениям. Тем более, что, вероятно, именно такого рода деятельность могла стать своеобразным интеллектуальным ответом и вызовом всем катастрофам последующих нескольких лет.

Он, согласно воспоминаниям и письмам, научился ощущать свое астральное существо, выходить из физического тела и проникать в мир духовных сущностей.

Причастность к эзотерическому знанию, недоступному большинству, культивировала комплекс избранничества, свойственный многим современникам Белого.

Андрей Белый. Работа А. П. Остроумовой-Лебедевой, 1924. Источник: wikipedia.org
Андрей Белый. Работа А. П. Остроумовой-Лебедевой, 1924. Источник: wikipedia.org

Однако переворот был совершен совсем другими силами и с иными целями — после семи лет нищеты, скитания по чужим квартирам и использования собственных рукописей в качестве розжига для печки Андрей Белый в 1921 году отправляется в Германию с единственной целью — восстановить общение со своим Учителем. Однако братья по антропософской ниве совсем не спешили вступать в контакт с вернувшимся из Советской России поэтом.

Кстати, танцы Белого стали его своеобразной «визитной карточкой». Поэтесса Вера Лурье, которая иногда принимала участие в этих танцах, вспоминала впоследствии: «Белый носил длинный чёрный пиджак и вместо галстука чёрный шёлковый бант. Мы танцевали в ритме one step или шимми, и ещё им самим придуманный танец, который не имел ничего общего с модными танцами. Но публика была в таком восторге, что мне даже дарили цветы».

Уникальный сценический образ Белого-поэта был сконструирован мастерски: и тщательно продуманные визуальные атрибуты (черный цвет и повязанный бант — образ трагического Арлекина), и необычное эпатажное поведение — все это вместе взятое создавало запоминающийся образ самобытного поэта великой культуры. Однако разочарование в своем Учителе Рудольфе Штайнере постепенно достигло апогея.

Подробнее