Найти тему
Море жизнь

Пятый помощник капитана.

Часть 2.

Ну вот, все по заведованию у Паши подготовлено к отходу. Огнетушители получены с очередной проверки и перезарядки. Пожарные рукава промаркированы, аварийные партии укомплектованы противопожарным инвентарем, матросы КИП-исты назначены и проинструктированы.

Как обычно, перед отходом, сыграли ряд тревог.

Сдача судна портовому надзору прошла гладко, без особых замечаний.

Старший помощник был вполне удовлетворен работой нового "пожарника."

Плавбаза "Виктор Кингисепп" вышла в очередной рейс продолжительностью 165 суток. Командовал судном Николай Маркович Борисенко.

В.Кингисепп- интернет св.доступ.
В.Кингисепп- интернет св.доступ.

Согласно рейсовому заданию "В.Кингисепп" следовал в Северную Шотландию, в бухту порта Аллапул, на приемку скумбрии и сельди от шотландских рыбаков. Насколько было известно, эти породы рыб СССР обменивал на треску, пикшу, сайду.

Буквально через неделю после выхода из порта, плавбаза стояла на якоре, сбросив кранцевую защиту правого бота, и принимала сырье с иностранных промысловиков.

Работа для штурманов тут действительно соответствовала их обидной нарицательной характеристике-сторож или дворник. Основная задача была следить за отсутствием дрейфа на якоре и регулировать подходы промысловых судов по УКВ.

У пожарного помощника основная работа-это контроль обеспечения безопасности проведения огневых работ. И этих работ, на уже далеко не новой плавбазе, проводилось достаточно много. Еще конечно, пожарный помощник выходил на подвахты в рыб.цех, обычно на укладку пресервов.

Времени свободного хватало. Ведь вахту пятый помощник не стоял.

Агент обеспечил экипаж цветными телевизорами, и по вечерам, в кают-компании носовой настройки, а каюта Павла находилась именно там, люди собирались на просмотры фильмов, в основном "ужастиков". Ведь в СССР такие фильмы не крутили.

Телевизоры показывали довольно сносно. Бывали периодические искажения при рыскании судна на якорь цепи.

Шел 1984 год. Время когда кончался период застоя и начиналось стремительное, другое время, как его называли-"время перемен".

Виктор Цой скоро запоет:-"Перемен требуют наши сердца!"... и весь народ тупо унесется с ветром этих перемен в новую социально-экономическую формацию. В ту, у которой и по настоящее время нет научного определения.

Но пока, продолжали стремительно меняться генеральные секретари ЦК КПСС.

Как раз по выходу из порта "Виктора Кингисеппа" скончался Ю. В, Андропов, и на этот пост завели под ручки, еще одного трясущегося старичка, Константина Черненко.

И вот еще одна тема запомнилась Павлу, которую освещали английские СМИ по телевидению, это приезд в СССР, на похороны Андропова, "железной леди" Маргарет Тетчер" и её встреча с Михаилом Горбачевым.

Уже тогда появились предположения, что именно Горбачев будет следующим генсеком, но они в большей части, позитивно воспринимались народонаселением страны. Ведь Горбачев был молод, симпатичен и энергичен.

Интернет - свободный доступ
Интернет - свободный доступ

Если бы только кто-нибудь мог предположить, что принесет стране эта смена?

Но работа на плавбазе шла планомерно: на причале правого борта принимали рыбу с иностранных судов, морозили, перерабатывали на муку брак, закатывали банки с пресервами. При этом к левому борту швартовались транспорта, на которые отгружалась готовая рыбная продукция.

Якорный фонарь наверно отпечатывался внутри затылков штурманов, несущих ходовые вахты.

У Павла естественно определился круг общения. В него входил, второй и третий штурмана, один из радистов и электрорадионавигатор.

Понятно, что в таком длительном рейсе, каждый искал способ расслабиться по своему. Ни для кого не секрет, один из таких способов приготовление и употребление бражки. Продвинутые и оснащенные варили самогон.

Кормовая настройка, была более технически подготовлена к воспроизводству зелья. Там и персонал соответствовал: различного рода механики, боцман, опять же начальник продовольствия.

Капитана кстати снабжали из кормовой надстройки. Но нашелся изобретательный ум и в носовой надстройке. Это был навигатор. Именно он предложил Павлу заняться этим производством самостоятельно.

Почему Павлу? Это понятно! Вахту не стоит, служебные кладовые имеет. Роли были распределены. Директор производства Паша, главный инженер навигатор, ну и еще было пара человек в штатном расписании.

Так что, как и во всей стране-"процесс пошел." Кто не знает процесс перегонки? Ставили бражку в Пашиных кладовках, а гнали по ночам у Павла в каюте.

Особо то ничего и не требовалось: 25 литровая стеклянная бутыль, обычный кипятильник, система трубок со змеевиком, спаянная навигатором, плюс водопровод.

И потекла она родимая. Качество было оценено употреблявшими со стороны. И ходил слух по плавбазе, что это была самая качественная самогонка. Потом поступали даже заказы на сторону.

Так что повинность в должности пятого помощника у Павла прошла легко, с обалденной закуской из рулетиков мороженной скумбрии и прочими рыбными вкусностями.

Было правда пара неприятных моментов.

Первый печальный случай это, когда во время одной из учебных тревог, погиб от сердечного приступа, матрос, КИП ист. И хотя стояли практически на рейде порта, спасти его не удалось.

Тогда, как обычно, собрали консилиум всех врачей, стоящих в бухте советских судов, вместо того, чтобы заказать реанимационную помощь с берега у буржуев.

Но кого осуждать за это? Такие были времена. Никто не хотел нести дополнительные расходы. А виновных в перерасходе валютных средств, наказывали. Это же происходит и сейчас. Человеческая жизнь ценится все меньше и меньше.

Еще одна тревога застала Павла, когда он дремал себе спокойно после обеда. Павел сразу понял, что тревога не учебная. Моментом оторвал пятую точку от койки и рванул на мостик. Там уже были кэп и старпом.

Объявлен пожар в машинном отделении на ГРЩ. С мостика, Павел одновременно со старшим помощником, побежал в кормовую надстройку в токарную мастерскую, где находились аппараты КИП.

По расписанию туда уже прибыли моряки, они надевали аппараты. Но Паше решил спуститься на ГРЩ сам. Он открыл дверь в МО, дым выкатился наружу. Но задымление не было настолько сильным, воздуху было достаточно, чтобы можно было дышать. Паша спустился до ГРЩ и заглянул за него, где увидел электромеханика с углекислотным огнетушителем.

Оказалось, произошел несчастный случай с крысой, неудачно маневрирующей между шин высокого напряжения. Она погибла, закоротив их.

Этот рейс прошел ровно и спокойно. По окончанию его, экипаж свозили на автобусах в город Инвернес. Где Паша приобрел первый приличный стереофонический двух кассетный магнитофон. Экипаж посетил озеро Лох-Несс. Правда чудовище озера не высунуло свою длинную башку на этот раз.

Пора было возвращаться к своей любимой профессии.

Что же за перемены ждут тебя Паша впереди?