Сколько смотрю на вьетнамцев, столько же удивляюсь и восхищаюсь их обществом. Изучая его каждый день, открывал всё новые и новые обстоятельства его развития и совершенствования. Вдуматься только, каких-то семь лет назад, в автобус лезла головой корова, в глазах народа была пустота и неопределённость, а теперь уверенный взгляд в будущее, бизнес экономическая жила, искры креативных идей, и динамичное развитие, национальных проектов государственных масштабов. Планы и их воплощение идущие нога в ногу уверенным шагом. Но остаётся вопрос как? В чем секрет - в сознании, менталитете или самоорганизации, воспитании или же все дело банально в инвестициях зарубежных государств. Можно сказать, что все эти факторы в целом имели большое значение.
Вьетнамское общество, как и многие другие на этой планете, переживало сложные исторические этапы своего развития и становления. Большую часть времени, Вьетнам участвовал в боевых столкновениях, что конечно же, сказалось на ментальности и характере населения. Как отмечал в своей книге М. Ильинский «Пепел Четырёх Воин» : «Вьетнам - страна драконов и фей не знавшая мира 4.000 лет». Драконы и феи это отсылка к легенде рождения вьетнамского народа, 4.000 лет войны, эпоха длительных военных кампаний происходивших на территории Вьетнама. Среднестатистические знания о Вьетнаме и его народе довольно общие. Там была война с американцами, там живут азиаты, которых мы встречали на рынках и фабриках, зачастую и в общежитиях. В этой стране выращивают и едят рис, и оттуда, вышли знаменитые бальзам звездочка и шлёпки «вьетнамки». Но тот, кто здесь побывал хотя бы раз и кому удалось раскрыть эту страну самому или с помощью специалистов, понимает, что здесь таится гораздо большее. Им есть чему учиться, но и мы можем перенять у них немало.
Приведу исторический пример. После периода индокитайских войн, во Вьетнаме, резко возросло количество наркоманов и наркопритонов. Коррупция достигла катастрофических показателей.
В городе Хошимин, одном из крупных городов страны, по-сути бывшей столице Южного Вьетнама, возросла преступность и уровень умышленных убийств, а также уровень разбойных нападений. Люди, в прямом смысле, не могли выйти на улицу, поскольку, это было опасно для жизни. На улицах орудовали банды и казалось многомиллионный город погибает, загнивая изнутри. Как же удалось за буквально 2 месяца всё нормализовать и исправить столь сложную ситуацию?
Внутри региона, был определён враг! Наркомания и продажные полицейские. Приказом сверху, была сформирована национальная дружина, ребята в штатском, которые получили, как разведчики, приказ избавить общество от проблемы, с полной свободой действий, без последствий. Такая группа из 8-10 крепких ребят в штатском,с оружием, разных видов, начиная от пистолетов, автоматического оружия, гранат, бутылок с зажигательной смесью и ножей, брала под свою ответственность район. Так как вьетнамское общество отлично социализировано и здесь все всё друг про друга знают, ребята подходили к источникам и хранителям всех новостей округи, к старикам. Задавая простой вопрос: «дед покажи дом на этой улице из которого наших детей травят и уничтожают наше будущее».
Дед показывал дом, ребята ставили наружку, а затем составив план, начинали операцию. Группа врывалась в дом и уничтожала наркопритон на корню, вместе со всеми кто в нём находился. Дом сжигали. И тут же появлялась команда журналистов, которая снимала репортаж. На следующий день, выходили газеты с громкими заголовками: «объявлена охота».
Следует отметить, что во Вьетнаме этот опыт вовлечения медиа структур, впоследствии развили и применяют по сегодняшний день в борьбе с преступностью. Только теперь используют государственные каналы. Можно наблюдать репортажи, когда камера крупным планом, показывает участника преступления пойманого полицией. Рассказывают о совершённом преступлении, а затем репортаж переходит из полицейского участка на родную улицу преступника, где показывают крупным планом семью нарушителя закона.
Идея заключается в том, чтобы показать тех, кто закладывал дурное воспитание, чтобы на них обратилось общественное изоляционное клеймо.
Так как в отдельном районе все друг с другом знакомы и взаимодействуют на коммерческой основе, общественная репутация превыше всего. Нанесенный по ней удар разрушает социальное взаимодействие. Впоследствии, на рынке, мало кто купит мясо или рыбу у матери или отца воспитавшей преступника. Теперь, им придется либо переезжать в другой регион, меняя место жительства, что является невероятным стрессом и таит за собой огромные сложности, либо приспосабливаться к новым условиям с новой репутацией, оставаясь на старом месте. Таким образом, оказывалось влияние на самое сакральное, а именно на семейные ценности, появился психологический рычаг воздействия, благодаря которому, совершая преступление, ты должен задуматься не только о возможных последствия для себя, но и о последствиях для своей семьи.
Один случай уничтожения наркопритонов, неприметный, но когда их количество приобретало системный характер, а количество групп возрастало за счёт, добровольцев, криминальный мир начинал задумываться и нервничать. Охота на уничтожение дала свои плоды. Общество, само себя смогло очистить от заразы и воплотиться в совершенно новом обличии. Теперь, если вам доведётся оказаться здесь, вы увидите старые, уже выгоревшие на солнце и ржавые от времени покосившиеся плакаты, призывающие остерегаться иглы, на которые, мало кто обратит внимание, понимая, что это просто памятник прошлого.
Сегодня, конечно, наркомания существует, но процент наркоманов столь незначительный относительно прошлого, что родители за своих детей спокойны. Подкрепляет уверенность и система наказаний - за продажу крупных объемов, а крупный объём определён как 600 гр. героина и 2.5 кг метамфитамина, во Вьетнаме действует смертная казнь посредством инъекции.