Найти в Дзене
Без спойлеров

Знамение (Knowing, 2009)

1959-й год, город Лексингтон, штат Массачусетс. В начальной школе закладывают капсулу времени – послание потомкам с детскими рисунками о будущем. Дети рисуют роботов и космические корабли, а одна странная девочка Люсинда исписывает весь листок непонятными цифрами.

Спустя пятьдесят лет, в 2009-м году, астрофизик, отец-одиночка Джон Костлер (Николас Кейдж) смотрит в телескоп и жарит сосиски. На вопрос маленького сына Калеба о том, нашел ли кто-нибудь жизнь на других планетах, он отвечает: «Пока нет, похоже, мы совсем одни». Очевидно, что это намек, ведь такими фразами не разбрасываются просто так в первой же сцене с главным героем картины. Следующим утром в той же начальной школе вытаскивают капсулу с посланиями пятидесятилетней давности, и Калебу достается бумажка с цифрами. Вечером, уложив сына спать, не очень трезвый Джон всматривается в длинный список цифр и кое-что обнаруживает. Например, одна цифра – это дата 11-е сентября 2001-го года и точное количество жертв теракта. Перепуганный Джон начинает проверять все цифры - и это все даты, географические координаты и количество жертв всех самых ужасных катастроф за последние пятьдесят лет. Проблема в том, что в списке есть еще три будущие даты…

С момента появления бумаги в руках у Джона, его жизнь превращается в кошмар: очень скоро он неслучайно станет свидетелем двух катастроф и окончательно поймет, что список с цифрами - это отчет до начала самой ужасной катастрофы в истории человечества.

-2

Фильм «Знамение», пожалуй, лучшая работа австралийского режиссера Алекса Пройаса (автора культовых «Ворона» и «Темного города»), и одна из последних приличных картин в фильмографии актера Кейджа. Причем именно здесь четко отработанная манера Кейджа в любой непонятной ситуации делать растерянно-удивленный взгляд пришлась очень к месту. Ситуация, когда человек может предсказать будущее, но не может его предотвратить, называется «Комплекс Кассандры». Пожалуй, именно так стоило назвать этот фильм: ведь главный герой беспомощен в этой ситуации, и сложно представить себе лучшего исполнителя такой роли, чем Кейдж с его выпученными глазами. Я бы вообще сказал, что «Знамение» - это тот, случай, когда каким-то мистическим образом все сложилось отлично: сценарий, актерская игра, музыка известного композитора Белтрами и режиссура. Пройас за пятьдесят миллионов долларов гораздо убедительнее сделал то, что какой-нибудь Роланд Эммерих делает с бюджетами втрое больше. При том, что в отличие от Эммериха и, например, фильма «2012» здесь персонажи картины являются движущей силой сюжета, а не схематичными болванками, которые должны заполнять паузы между спецэффектами. Кстати, со спецэффектами тут полный порядок, в фильме есть несколько очень зрелищных и грандиозных эпизодов. К примеру, сцена падения пассажирского самолета, для пущей эффектности снятая одним дублем.

-3
-4

Наверное, ленту «Знамение» можно охарактеризовать фразой «Шьямалан встречает Эммериха», ведь это красивая, зрелищная картина с не самым простым сюжетом. Но, кажется, режиссер Пройас даже не пытается никому подражать, он просто хочет сделать историю не только эффектной, но и интересной. По большему счету, у него всегда это получалось (кроме неудачной последней ленты «Боги Египта»). Возможно, конкретно здесь Пройас немного перестарался в финале, решив в последний момент превратить кино в философскую притчу. Но я бы простил ему эту милую слабость, ведь если играешь в конец света, очень хочется подумать и о его начале.