Нам часто приходится читать критические статьи о современных фильмах про Великую Отечественную войну. При чем критикуем по разным поводам, в основном за не достоверность в деталях, но некоторые за крупные идеологические и нравственные просчеты. Фактически сейчас снимая фильм никто ветеранов войны в качестве консультантов не приглашает, вообще в титрах не увидишь позиции консультантов военных или хотя бы историков. Как говорится дьявол кроется в деталях.
Кто критикует современные фильмы, чаще те, кто видел другие фильмы снятые более достоверно. По части деталей и исторических подробностей они были сделаны намного солиднее и добротнее. В плане драматургии многие наши фильмы получившие самые престижные премии на международных фестивалях, тоже были спорными по сути. Вспоминаю разговор с одним ветераном войны, который воевал а в 1943 был по ранению демобилизован и работал в школе преподавателем. Когда вспоминали фильм "Летят журавли", он сказал: "На фронте не было времени на всякое "сюсю мусю", чаще все заканчивалось просто в кровати". Эти он хотел подчеркнуть, что жизнь на войне была гораздо суровее и жестче чем кажется потомкам. Но несмотря на это режиссеры снимали романтические кино о войне, так как это был нравственный и даже не политический заказ. Люди изголодались по мирной красивой жизни. Хотелось видеть на экранах большую любовь настоящие глубокие чувства.
Сколько было снято в военные и послевоенные годы фильмов "агиток" про бравых офицеров и красавицах журналистках. Все весело и бравурно. это тоже было далеко от правды, но все понимали зачем нужны были эти фильмы. Народ хотел расслабится отдохнуть от боев, посмотреть на красивую жизнь, даже в условиях войны. Нам всем нужно определиться для чего сейчас мы снимаем фильмы о войне? Может быть важно, любыми путями усадить у экрана молодежь и рассказать ей правду о войне.
Такую правду, в которой можно объяснить что такое верность долгу, героизм в самом широком смысле слова. показать ужасы войны но без чернухи. Отказаться от заезженных клеше:
- Плохой особист - сволочь.
- Командир карьерист - самодур.
- Главный герой прав, но его никто не понимает и не слушает.
- Солдат посылают на смерть, всегда и без чувства сожаления, не моргнув глазом.
- Длительные любовные романы у солдат и младшего комсостава.
- Спокойно без всякой критики и душевных копаний, снимать сцены когда командир отправляет бойцов в бой или в атаку, с превосходящими силами противника. Это происходило каждый день и было НОРМОЙ поведения. Часто командир знал, что обрекает солдат на верную смерть, но это заставлял его, делать воинский долг, это был подвиг со стороны командиров и солдат. Не стоит это преподносить, как жестокость комсостава и пренебрежение к жизням простых солдат.
- Чувственные и лирические моменты в отношении врага. В принципе, не может один противник, во время войны, видеть что-то человеческое и доброе в своем противнике. Это случай один на миллион, такое нет смысла показывать, это грубейшая воспитательная ошибка.
- У нас нет никакого морального права, снимать сцены, в которых показывают, что и мы, и фашисты оказались в одинаковых условиях. И мы, и они выполняли свой долг по нужде, оставаясь в глубине души хорошими и добрыми людьми. На войне все гораздо проще и жестче, если ты враг с оружием в руках, тебя нужно убить первым, иначе он убьет тебя. Только так и ни как иначе, и конечно с лозунгом: "Враг будет разбит, Победа будет за нами!"
Если бы соблюдались хотя бы эти правила, наше государство получило более сплоченное, здоровое общество. С четко расставленными приоритетами о смысле жизни, морали, нравственности. В таком фильме можно было бы закрыть глаза на:
- Идеально чистую гимнастерку офицера, в разгар сражения.
- Накрашенные ресницы у медсестры
- Расстегнутый воротничок у генерала
- Не ту модель танка или самолета
Все это было бы вторичным, главное нравственная правда о войне, на наших 3D экранах